Преступника скрутили втроем
В посёлке Ирши Кокнесской волости историю об изнасиловании 10-месячного младенца знают все, хотя говорят о ЧП с неохотой.
Информацию о ЧП полицейские получили от врачей скорой помощи, которых вызвала мать. Соседи говорят: понять, что случилось за дверьми квартиры, невозможно. Сначала девочка даже не плакала, возможно, была без сознания. Только потом, когда врачи засуетились, в доме услышали плач ребенка.
Предполагаемый виновник ЧП (54-летний сожитель матери девочки), к приходу полицейских был настолько пьян, что не понимал, о чем его спрашивают. Но когда его стали задерживать, внезапно разгорячился, и стал размахивать кулаками.
Для того, чтобы его скрутить, полицейским пришлось прибегнуть к помощи соседа. В итоге только трое мужчин смогли надеть на задержанного наручники.
Соседи: "Мать сама виновата"
Многие соседи большую часть вины возлагают на мать ребенка.
«Во многом эта женщина виновата сама. Когда она жила здесь, она постоянно дралась с ним. Очень много пила. Наши социальные работники отправили её в кризисный центр. После этого ей дали квартиру в Кокнесе, чтобы они не были вместе. Но она продолжала встречаться с ним. И пить. И когда у него был день зарплаты, она снова приехала выпить», - рассказывает соседка Сармите.
По словам соседа Ивана, 10-месячный ребёнок был брошен матерью наедине с пьяным мужчиной на продолжительное время:
«Я поехал в магазин на велосипеде за кофе. Я её обогнал. Она пошла купила булочки, потом в магазин - пива купила. Зашла за подругой и продолжила дальше пьянствовать. Там баб надо было с ним непосредственно посадить! Когда он был пьяный сам - он посидит, поздоровается, пошутит и спать идёт».
Мужчину, подозреваемого в изнасиловании в целом характеризуют положительно. Работящий, ухаживал за огородом. Но последние три месяца - много пил и в целом был склонен к беспорядочным половым связям: «У него была к этому какая-то склонность».
Социальная служба: "Мать с нами сотрудничает"
Между тем, сама мать утверждает, что отсутствовала считанные минуты.
«У нее не возникло опасений, что что-то случится с ребёнком за те несколько минут, на которые она покинула комнату. Мать также свидетельствует, что алкоголь она не употребляла», - говорит представитель Коснесского сиротского суда Сильвия Везе.
Кроме того, социальная служба ранее не считала, что в дела этой женщины, у которой, к слову, есть ещё один ребенок 2013 г.р., должен был вмешиваться Сиротский суд. Как говорят чиновники, мать заботилась о детях, сотрудничала со службой. Все свидетельствовало о том, что её ситуация улучшалась. Женщина даже получила социальное жилье.
Одного ребенка довели
Все бы ничего, однако соседи сообщают: один совместный ребёнок этой пары уже умер в возрасте всего трех месяцев.
«Первый ребенок у них погиб тоже так - по пьянке довели. Что это значит?.. Короче, им детей не надо было, им деньги нужны были», - предполагает местный житель Иван.
Специалисты Сиротского просят полицию проверить и эту информацию: нет ли вины матери в произошедшем.
Тем временем состояние пострадавшей девочки улучшается, и она будет выписана через несколько дней из больницы. Подозреваемый в преступлении оставлен под стражей, и ему грозит срок от десяти лет до пожизненного заключения.
Дети - ценность не для всех
Депутат Сейма, эксперт по криминалистике Андрей Юдин считает, что законы для педофилов в Латвии предусматривают серьезные наказания, в том числе пожизненное заключение. Главный вопрос в том, как они применяются.
«Нарушитель, прежде чем совершить преступление, не думает об уголовных статьях. Это последнее, о чем он думает, это не тот случай, когда человек способен оценивать риск и думать логически. Он сделал это, он себя выразил, он считал, что так делать можно, и поступил так. Поэтому ужесточением закона мы эту проблему не решим, у нас уже предусмотрено законом максимальное наказание за это», — говорит Юдин.
Также в этих случаях очень значима реакция окружающих, работа социальной службы и сиротского суда, считает Юдин. На его взгляд, то, что случаи педофилии участились, говорит о том, что их просто стали чаще раскрывать.
Между тем, руководитель портала mammamuntetiem.lv Инга Акментиня-Смалдзиня признает:
-- Для части общества дети - совсем не ценность. Вряд ли, конечно, многие считают, что детей можно насиловать. Однако очень большая часть людей не видит ничего плохого в том, чтобы бить детей в воспитательных целях. Есть стабильное мнение, что без регулярной порки человека не вырастить. Когда же случается, что ребенка в порыве горячки, забивают насмерть, воспринимают это как "естественный отбор". Но если ребенок - это ценность, то в отношении него не допустимо никакое насилие - ни сексуальное, никакое.
Г-жа Акментиня-Смалдзиня добавляет: бывали случаи, когда человек, наказанный за насилие над ребенком, возвращался в семью после отбытия наказания, а сиротский суд на это никак не реагировал. Она призвала людей не быть равнодушными и сообщать о случаях, когда, к примеру, по соседству дети страдают от насилия.
Антон Городницкий, "Вести сегодня"