По мнение экс-министра, у Бюро по защите Сатверсме (SAB) необоснованно слишком большие полномочия. От этого латвийская контрразведка стала неконтролируемым учреждением.
— Это единственное учреждение в стране, решение руководителя которого о допуске или не допуске к гостайнам нельзя обжаловать в суде. А ведь для некоторых доступ к гостайнам означает работу, карьеру. По сути один человек в стране решает судьбу всех работающих в оперативной или политической сфере, — считает Яунджейкарс.
При этом он не исключает, что допусками манипулируют:
— Знаете, если нет контроля, вседозволенность возрастает. Я знакомился с опытом Германии по данному вопросу, их депутаты не могли понять, как так может быть: структура, которая подчиняется парламенту, решает о допуске депутатов.
На вопрос, кто правит бал, Дзинтарс Яунджейкарс отвечает так:
— Кажоциньш же не один, его когда-то выдвинули на эту должность. Он идет с Запада. Он очень приемлем для НАТО и США – партнеры его поддерживают, чтобы он был формальным руководителем, используя то, как работает система. Но на самом деле есть другая известная группа, которая связана с SAB и контролирует систему. Большое влияние было у заместителя, который ушел, – Улдиса Дзенитиса. Он долго работал в SAB и продвигал изменение в законодательстве, чтобы укрепить SAB.
Яунджейкарс отметил также, что в SAB нет системы учета ни паспортов прикрытия, ни номеров автомашин. Поэтому за нарушения никого призвать к ответственности невозможно.
— В машине сотрудника SAB Спаранса вообще ездил криминальный авторитет, — говорит экс-министр МВД. – Конечно, это ненормальная ситуация в национальной разведывательной службе.