Сейчас его слова опровергают сами торговцы, представители таможни, а также генеральный директор Продовольственно-ветеринарной службы Марис Балодис.
Однако Валтенбергс настаивает: контрабанду везут из Аргентины, Бразилии и Австралии. Везут через порты, где грузы получают фальшивые документы, согласно которым мясо становится «европейским».
— Но мясо в Европе очень дорогое. Концы с концами не сходятся, — говорит Валтенбергс.
С ним готов поспорить глава Таможни СГД Геннадий Машков.
— 90% контрабанды не может быть. В противном случае весь рынок составляло бы мясо неизвестного происхождения, — заявил он в интервью газете Diena.
По его словам, контроль на границе имеется. Особенно пристально наблюдают за мясом, поставляемым из России и Белоруссии в связи со вспышками африканской чумы.
Откуда говядина?
Совладелец крестьянского хозяйства Valti и руководитель Общества разведения крупного рогатого скота Рихард Валтенбергс говорит:
— В супермаркетах и на некоторых рынках полно говядины, но я знаю лишь несколько хозяйств, которые поставляют магазинам мясо, поэтому возникает вопрос — каково его происхождение? Это мясо точно не из Европы, потому что там говядина стоит в пять раз дороже. Ответ прост — это контрабанда или товар неизвестного происхождения. Доля серого рынка говядины в Латвии составляет около 90%, и ситуацию очень трудно изменить, потому что контрабандисты научились отлично подделывать документы.
Он добавил, что серым является по крайней мере 30-40% рынка алкогольной и табачной продукции, но там чаще выявляются нарушения, потому что крупные производители заинтересованы в раскрытии контрабанды и, возможно, даже доплачивают за это.
— Еще в 2004 году мы обращались в экономическую полицию с просьбой о помощи, но там нам ответили — найдите контрабандистов сами, а уж мы с ними справимся.
Несколько лет назад было раскрыто занимавшееся контрабандой предприятие в Салдусе, но только потому, что Служба госдоходов (СГД уличила его в неуплате налогов. Теперь, чтобы совместно искать решение проблемы, мы вместе с Советом по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций обратились к Продовольственно-ветеринарной службе и руководству СГД, — сказал Валтенбергс.
В то же время, по словам предпринимателя, отрасль крупного рогатого скота перспективна, и, по прогнозам, в ближайшие годы число производителей говядины может удвоиться. «В настоящее время в Латвии имеется 750 хозяйств, 1872 стада численностью 43 тыс. коров, а среднее число коров в стаде — 58. В стране есть почти 300 тыс. гектаров заброшенных земель, где можно пасти скот. Выращивание скота на мясо — хороший механизм, как развивать село и сделать ее более заселенным»,— сказал предприниматель.