То, что министр в конце 2007 года действительно был на организованном британской компанией Bell-Pottinger Sans Frontieres медиатренинге, он сам признал в среду после долгих раздумий — уже после того, как подобное признание сделал представитель Bell-Pottingеr Ян Бернс.
Деньги окольными путями пришли из «Единства»
По версии Штокенбергса тренинг ему оплатила ныне руководимая Каспаром Ролштейнсом, принадлежащая офшору ООО Descartes Consulting, которой когда-то перечисляло деньги созданное Штокенбергсом «Общество за другую политику и правовое государство», из которого позднее была создана партия «Общество за другую политику», которая сейчас вошла в состав «Единства».
Ни пресс-секретарь министра Инга Салениеце, ни сам Штокенбергс в среду не захотели отвечать на заданные порталом pietiek.com вопросы, а агентству LETA Салениеце сообщила, что «Общество за другую политику и правовое государство» заплатило за проведение коммуникационной кампании о поправках к Закону о пенсиях и дифференцировании доплат за стаж работы всего фирме Descartes Consulting 100 тысяч латов. Из этих денег и было заплачено за медиатренинг.
Этот платеж подтверждают бухгалтерские документы, но ни Салениеце, ни Штокенбергс ни за что не захотели в среду эти документы показать. Дополнительные сомнения в их существовании создал и бывший член правления общества Эдгар Штелмахерс, который сообщил, что не помнит таких давних событий и что платежные документы, о которых сказала пресс-секретарь Штокенбергса, «нужно будет поискать».
Публиковать договоры никто не хочет
Юргис Лиепниекс, который был упомянут в качестве одного из участников тренинга и который был косвенным совладельцем Descartes Consulting, на вопрос, известно ли ему, что эта компания оплатила тренинг Штокенбергса в Лондоне, в среду ответил: «Нет, мне это неизвестно». В свою очередь самым разговорчивым был нынешний член правления Descartes Consulting Ролштейнс:
— И что же он [Штокенбергс] сообщил?
— Вы не знаете, что он сообщил?
— Нет. Когда-то сейчас?
— То, что он сообщил...
— Может быть, это можно где-то прочитать?
— В LETA.
— LETA у меня нет.
— Тренинги в Лондоне были оплачены «Обществом за другую политику и правовое государство».
— Джизес Крайст...
— И у нее был контракт с руководимой Каспаром Ролштейнсом Descartes Consulting.
— Ну да, ну хорошо. Ну и что?
— Можете ли вы поделиться контрактом, который был заключен с «Обществом за другую политику и правовое государство»?
— Правовое... Нет... А, может быть, что было за правовое государство, я уже на самом деле забыл.
— Хотелось бы увидеть подтверждение, что действительно так было, что они оплатили этот счет, а затем вы...
— Если они так говорят, то так и есть. Я думаю, с моей стороны так не было бы... Во-первых, я не хочу этим всем заниматься, во-вторых, я думаю, пусть тогда общественная организация Штокенбергса сама, если хочет, публикует эти договоры. Потому что у меня нет права это делать. Ну, конечно, только при определенных обстоятельствах. Так что пусть они сами публикуют. Это же их дело. Сколько можно! Я больше не могу это терпеть. Ну пусть они показывают, скорее всего, что все так и есть, как они говорят. И здорово.
— Но вы даже не помните, был ли вообще контракт...
— Нет, нет, я как раз вчера провел вечер, роясь в старых бумагах... Я знаю, что там произошло, но комментировать это не желаю, пусть г-н Штокенбергс или его общественная организация комментирует. В конце концов — они же являются субъектом всей этой дискуссии.
— Но, если уж вы все знаете...
— Да, я знаю, но это не моя работа — комментировать такие вещи. Я бы предпочел помолчать.
— Но это правда, что платило «Общество за другую политику и правовое государство»?
— Пусть они это сами скажут.
— И то, что Descartes заключили контракт с Bell-Pottinger...
— Пусть они сами комментируют. На самом деле у меня нет каких-либо комментариев по этому поводу.
— А можете показать платежные документы, которые бы подтвердили, что Descartes Consulting оплатила медиатренинг Bell-Pottinger для Айгара Штокенбергса?
— Ну, ну. В каком смысле — показать?
— Ну, просто покажите.
— Я предпочту просто не показывать и не комментировать что-либо. И просто закрыть эту тему.
— Почему вы не хотите показывать?
— Потому что, ну... Это не мое дело, показывать это кому-то, и я больше не занимаюсь рекламой. Я не хочу возвращаться к каким-либо дискуссиям на эту тему. И что-то комментировать.
— И, если вы говорите, пусть показывает Штокенбергс, означает ли это, что эти документы у Штокенбергса?
— Нет, я думаю, что это у их общества. Просто... Ну, конечно, мои документы, которые связывает Descartes и Bell-Pottinger, у меня. Ну. Значит они у меня.
— Но вы отказываетесь их показывать?
— Ну конечно!
Так как Штокенбергс и его бывшие компаньоны решили не показывать общественности никаких платежных документов, которые бы подтвердили, кто именно заплатил за медиатренинг 10 тысяч, эти документы может получить только Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, которое с понедельника рассматривает заявление представителя портала pietiek.com и приложенные к нему документы.
KNAB интересуется слабо
Правда, до сих пор KNAB не выявил ничего подозрительного ни в одном из громких дел последних нескольких месяцев, которые связаны с другими представителями «Единства» — ни в скрытом «марионеточном договоре» депутата Силвы Бендрате с Айваром Лембергсом, ни в деле о мистических «инвесторах» министра экономики Артиса Кампарса и о деньгах «из шкафчика».
Между тем новые намеки, которые портал получил в среду от представителя Bell-Pottinger, навевают на мысль, что на самом деле за тренинг Штокенбергса могла заплатить совсем другая фирма.