Это дело сейчас рассматривает Латгальский окружной суд.
Что интересно, у обоих главных фигурантов этого дела адвокатов нет. Причем, если Райтис Кононов заявил, что его защитник, возможно, появится к дебатам, то Геннадий Бабахин от помощи юриста отказался категорически. Он защищает себя сам.
Пока идет допрос свидетелей. Впрочем, поскольку они на процесс ходят неохотно, зачитываются их показания, зафиксированные до суда. На следующем заседании, которое назначено на 7 июня, вызваны последние свидетели. Далее суд должен предоставить слово обвиняемым.
Как объезжали очередь
Как выяснило следствие, система "управляемой очереди" была такая. Такса за проезд — от 100 до 200 евро. В цену входило не только пресечение границы, но и таможенная проверка. Пограничники получали информацию о том, какую фуру пропустить, от хозяев фирм. Естественно, это делалось после уплаты денег. Впрочем, непосредственно звонили — посредники.
Далее пограничникам сообщался номер нужной машины и к ней навстречу отправлялось трафарированное авто. Чтобы не злить дальнобойщиков, которым приходилось выстаивать в очереди, встреча нужной машины происходила за несколько километров до начала очереди. Зачастую «блатное авто» провозили в кортеже с мигалками.
Как накрыли схему
"Разрабатывать" Терехово и прилежащий регион начали силами KNAB и Управления по борьбе с оргпреступностью летом 2007 года — после июльских «бунтов литовских фур».
Тогда около 30 литовских дальнобойщиков, выведенных из себя очередями и слишком высокой «таксой» за проезд вне очереди — просто перегородили дорогу своими фурами. 14 человек было задержано, но сама акция сработала — Тереховым занялись. После этого начались расследование и задержания.
Дело Лисцова
Позже появились сведения: организаторами схемы выступили двое известных криминалов, которые руководили «делом», звоня подручным прямо из тюрьмы, — Геннадий Бабахин (Бабаха) и Райтис Кононов (Конь).
Чем известен Кононов: в 2003 году ему дали семь лет за незаконное приобретение, хранение и реализацию оружия, из которого был убит начальник Лудзенского отделения Службы госдоходов Вячеслав Лисцов. Однако, по мнению следователей, решетки не помешали Райтису Кононову «проворачивать схемы». Тем более, что он отбывал наказание в тюрьме «частично закрытого типа».
Впрочем, пока он свою версию событий в суде не озвучивал.
Спирт и сигареты
Однако это не единственное дело, которое, предположительно, организовал Конь, сидя в тюрьме.
Осенью 2006 года Полиция безопасности накрыла хранилище нелегального спирта в Лудзенском районе. Как заявили представители ПБ, координировал, организовывал и направлял «контрабас» Конь прямо из тюрьмы.
В итоге из подпольного оборота была изъята 31 тонна спирта (то есть почти месячная норма всего латвийского левого алкоголя). По словам нашего источника, очень даже качественного. Плюс был закрыт канал доставки.
Позже — в начале 2007 года в ходе полицейской операции по выявлению сигаретно-спиртовой контрабанды Конь был задержан на российско-латвийской границе. Тогда же были арестованы три работника таможни и Погранохраны по подозрению в злоупотреблении служебным положением. В рамках того же расследования был задержан и Райтис Кононов, лично решивший проконтролировать свой «бизнес» в приграничных районах.
Для справки
Напомним, прокурор Ивар Вилдавс передал в суд уголовное дело, в рамках которого 28 человек обвиняются в том, что пропускали грузовые машины на территорию пограничного пункта в Гребнево в обход очереди.
В уголовном процессе о взяточничестве и злоупотреблении служебным положением в качестве обвиняемых выступают 15 пограничников, один таможенник и один дорожный полицейский. При этом 11 частным лицам, в том числе трем ранее судимым, предъявлены обвинения во взяточничестве, а некоторым также в хулиганстве. Ибо эти люди бейсбольными битами пытались причинять телесные повреждения водителям, которые «противились их незаконным действиям».