Этот приговор оставляет двоякое впечатление. Ибо убийство 15-летний школьницы из Вецмилгрависа Ольги Козловой потрясло Латвию: четверо её сверстников выдумали собственную группировку и для сплочения рядов месяц хладнокровно планировали казнь ни в чем не повинной девушки. О ее праве на жизнь они как-то не беспокоились...
На скамье подсудимых по этому делу оказались: Никита Островенец, Вадим Петкун, Филипп Чаплыгин и Павел Ватаж. Сегодня Верховный суд (ВС) пересматривал их дело. Обвиняемым повезло — им на несколько месяцев сократили сроки. Основание: не были соблюдены права обвиняемых на рассмотрение дела в разумные сроки.
Думается, у родных и близких погибшей девушки это понимания не вызовет. Вскоре после задержания друзья Оли не скупились на весьма жесткие комментарии в соцсетях:
«Их линчевать мало!»; «что судить-то таких — закопать извергов живьем, тайно, чтоб никто не знал, где могилка». В разгар событий комментаторы недоумевали, куда смотрели родители четверки. А некоторые открыто злорадствовали: «Ну, теперь им стоит попробовать поиграть в мафию на торбе. Братва будет в восторге...»
Однако закон есть закон. Если бы парни совершили убийство на несколько дней раньше, им бы грозило наказание до 15 лет решеткой. Но с 1 июля 2009 года вступили в силу изменения в Уголовном законе, согласно которым максимальное наказание за совершение тяжких преступлений для несовершеннолетних не может превышать 10 лет тюрьмы.
Преступление: убийство отличницы Оли
Убийство 15-летней Ольги Козловской, которое произошло 5 июля 2009 года, было тщательно спланировано. Вся четверка, которая «собиралась стать мафией», готовилась к убийству почти месяц. Но, как отметила прокурор Екатерина Кушакова, у подростков даже не было мотива.
Осужденные были знакомы со своей жертвой, а двое даже учились с ней в одном классе. Организатором и вдохновителем преступления стал Никита Островенец (1993 г.р.), который за счет подчинения друзей собирался завоевать авторитет в среде сверстников, а также выдумал организацию Агентство по сбору информации. В это Агентство он позвал и своих приятелей — Филиппа, Вадима и Павла.
Никита рассказал свои друзьям, что их агентство будет входить в некую организацию Veros и собирать для нее информацию для последующих убийств и ограблений. На самом деле, это был плод фантазии Островенца, хотя школьник даже изготовил удостоверения организации, в которых были указаны должности ее членов. У двух школьников были газовые пистолеты.
Как установило следствие, именно Никита уговорил своих друзей убить Ольгу Козловскую, которая регулярно помогала Островенцу выполнять школьную домашнюю работу. Для убийства группа купила две рации, резиновые перчатки и зажигательную жидкость.
Накануне убийства бойцы Агентства собрались для обсуждения деталей преступления, а также распределили роли. Утром 5 июля двое школьников вырыли в Яунциемском лесу яму, куда позже зарыли тело одноклассницы. Яму замаскировали ветками и спрятали три лопаты. Возле места преступления также была спрятана тачка, на которой группа собиралась перевозить тело.
Около полудня Ольга стояла на автобусной остановке, где дожидалась Никиту, чтобы помочь ему с учебой. После встречи они отправились на перрон железнодорожной станции, где их поджидали Павел, Вадим и Филипп. Они инсценировали нападение на Ольгу и Никиту, а затем предложили разобраться в лесу. Однако к тому времени на месте, где планировалось убийство, оказались люди, поэтому вся компания отправилась прямо к вырытой яме.
Затем один из парней в блокноте стал записывать личные данные Ольги, после чего школьнице нанесли несколько ножевых ранений в область шеи и груди. В какой-то момент девушка пришла в сознание и попросила ее отпустить, но школьники продолжали ее убивать. Следователи утверждают, что преступники были одеты в праздничные костюмы.
После того, как четверка расправилась с девушкой, они похитили у нее 40 латов и мобильный телефон. Затем ее тело закопали. Найти Ольгу удалось спустя месяц: тело своей дочери обнаружил отец, который со знакомыми шаг за шагом обследовал лес.
Отец убитой: «Дочь знала про мафию»
В суде первой инстанции отец Ольги — пожарный Александр Козлов – не скрывал горя. Он признался судье Гунтару Квеске, что Оля была была послушной и любящей дочерью, часто делилась с родителями своими переживаниями и мыслями. Про «группировку» своего одноклассника Никиты она узнала ещё в конце зимы 2009 года. Никита сам её кое-что рассказал. Ольга волновалась по этому поводу, поделилась впечатлениями с родителями.
В ночь, когда его дочь хладнокровно зарезали и похоронили одноклассники, Александр работал. Ольга ранее всегда ночевала только дома, а если и задерживалась, то непременно сообщала родителям об этом по телефону. А тут она пропала. Об этом утром 6 июля и услышал Александр по телефону от своей супруги Татьяны. Оба начали паниковать и обзванивать подруг и одноклассников дочери. Одна из них – Валерия – рассказала, что Оля накануне вечером должна была встретиться с их общим одноклассником Никитой, с которым она была хорошо знакома (учились вместе с 5-го класса). Именно ему сразу после пропажи дочери позвонили Козловы.
– То, что Никита что-то скрывает, я понял с самого начала. Оля не очень любила ходить пешком, а тут Никита сказал, что она куда-то ушла по собственному желанию. Ушла и, якобы, пропала. Мы встретились с Никитой, но он прятал глаза и специально указывал на другое место, где он в последний раз виделся с моей дочерью.
Потом были самостоятельные поиски дочери вместе с братом Игорем, обращение в полицию Вецмилгрависа. А 10 июля Александру взялись помочь его коллеги-пожарные. Собравшись группой в 50-60 человек и встав живой цепью, они буквально «прочистили» тот лесной массив, который указал ранее Никита. И вот один из мужчин наткнулся на подозрительное место со свежим песком, прикрытое ветками. По телефону об этом сообщили Александру. Он и ещё несколько человек, вооружившись лопатами, начали рыть.
Страшно представить картину, которая открылась перед глазами родного отца... В яме он обнаружил труп своей дочери.
Мафия — это не шутки
Убийством Оли «мафия» ограничиваться не собиралась. Далее планировалось устроить в своей школе взрыв. И более того, ими был составлен список ликвидируемых учителей. В общем, если бы их вовремя не остановили, можно только гадать, к каким еще последствиям привели бы потуги на крутость.
— Богатый полет фантазии, — так прокомментировала для kriminal.lv планы подростков прокурор Екатерина Кушакова. И тут же подчеркнула: поскольку все так и осталось на уровне фантазий, никаких дополнительных обвинений подросткам не было предъявлено. Им в итоге вменили только одно убийство.
Наказание
Суд первой инстанции приговорил четверку обвиняемых к максимально возможному для несовершеннолетних наказанию — 10 годам тюрьмы.
Однако вчера при рассмотрении апелляции приговор немного уменьшился. Наказания получились такими: Никита Островенец получил 9 лет и 6 месяцев, Вадим Петкун — 9 лет и 5 месяцев, Филипп Чаплыгин — 9 лет и 4 месяца, Павел Ватаж — 9 лет и 3 месяца.
В пользу родителей погибшей девушки суд постановил взыскать компенсацию в размере 40 000 латов.
Пока это сокращенный приговор. Полный текст вердикта будет доступен 28 декабря, после чего обвиняемые смогут подать кассацию.