Мы отправились ловить нарушителей и спасать иностранцев, но спасать-то поначалу было и некого. Виной всему – концерт группы «Металлика», поглотивший в себя добрую часть молодёжи города. Но вот после концерта началось... Как и в прошлый раз, на ночь вашего корр. заботливо приютили в своём трафарированном бусике трое стражей правопорядка: Леонид (3 года в полиции), Айвар (стаж полицейского – 2,5 года, старший в группе) и Рената (только-только вышла на дежурство, «в поле» работает четвёртый месяц).
Но не успевают ребята вступить на дежурство и начать патрулировать город, как на остановке напротив «Стокманна» замечают традиционного «писающего мальчика». Включаются мигалки, бусик делает «полицейский разворот» и мы подъезжаем к нарушителю. Он практически со спущенными штанами и даже не пытается скрыться, а вместо этого начинает оправдываться («Я же отошёл за киоск, мне по нужде очень надо было!»). Но документы показывать категорически отказывается, дескать, забыл. Когда с горем пополам от него удаётся добиться более-менее внятных данных и отправить их по рации для проверки дежурному, приходит ответ: «Виктор Ф., в данный момент в розыске. Экипаж, срочно доставляйте его в участок, вызываем Госполицию!» Мужчина загружается в бусик и мы несёмся на базу. Там и выясняется, что Виктор этот – наркоман с несколькими статьями за душой, а в данный момент и вовсе должен сидеть, но находится в бегах.
Обыскивают его в перчатках и очень аккуратно — мало ли, шприц какой в кармане заражённый завалялся. Но кроме потёртого телефона Nokia , ключей и горстки сантимов найти при нём ничего не удалось. Прибывшие к этому времени валстниеки забирают «клиента» под белы рученьки и увозят к себе. Для дальнейшего разбирательства, так сказать.
А мы уезжаем нарезать круги по Старушке и её окрестностям.
"Пьем водку? Не положено"
На часах десять, двенадцать, час, а город словно вымер. Одинокие группки ребят, курящих на скамейках, несколько шумных компаний, спешащих в какой-то клуб, даже традиционных консуматорш не видно. Заезжаем в Верманский парк. На отшибе за кустами несколько молодых людей пытаются распить литровую бутылку водки LB .
И тут —из-за кустов появляется с фонариком тандем полицейских, который явно ошеломляет ребят: откуда они взялись, никто ж не видел? Один из ребят взят с поличным. Им оказывается 23-летний парень по имени Дмитрий. Между ним и Айваром начинаются традиционные разборки в стиле: пил-не пил, моё-не моё, да на каком основании и прочее. Итог – протокол административного нарушения за распитие алкоголя в общественном месте. Дима обижается и что-либо подписывать отказывается. Его право. Штраф-то всё равно придётся потом заплатить.
– Я могу идти?
– Да!
– Я бутылку можно забрать?
– Нет! Себе не возьмём, не волнуйся. Увидишь, что сейчас будет.
После этих слов Айвар подходит к мусорнику и выливает всё содержимое бутылки в контейнер. Пустая тара следует туда же. И это всё на глазах компании. Затем, как ни в чём не бывало, старший возвращается в бусик и мы уезжаем.
– Для них я плохой, да, — довольно улыбается Айвар. – Но как их ещё отучить пить водку в парках? Так хоть действует!
Спасение пьяного финна
Не успеваем мы вернуться обратно в Старую Ригу, как рация оглашает тишину в машине: «Борт 316, помогите разобраться с ситуацией. Турист из Финляндии после концерта потерял свою гостиницу. В полицию позвонил таксист, который так и не смог понять, куда вести клиента». Даётся ориентировка и мы летим спасать фина. При знакомстве с ним оказывается, что тот «слегка» пьян. Довольный перепрыгивает из машины таксиста в машину полицейскую и начинает невнятно что-то объяснять на английском, через слово употребляя прилагательное «fucking». В определённый момент терпение мужчин в форме переполняется и они тактично просят фина закрыть рот. Иностранец покорно кивает (понимающий попался) и замолкает. Объехав пару гостиниц по смутным ориентировкам гражданина Финляндии, мы, наконец, находим нужное здание. Гостиница «Авитар». Счастью финоговорящего поклонника «Металлики» нет предела, наскоро поблагодарив полицейских, он убегает искать свой номер.
Движемся далее. Напротив «Макдональдса» нас тормозит водитель такси:
– Доброй ночи! Ребята, помогите! На своё горе взял туриста какого-то подвести после концерта, а он такой пьяный, что не могу разобрать, куда его вести. Может, заберёте его себе, а?
Леонид с Айваром еле сдерживают смех.
– Так, ещё один! Брать сразу не будет, попробуем сначала побеседовать. Через минут десять Айвар возвращается в бусик:
– Вроде, повезло! Он кое-как смог описать гостиницу, ещё кое-что рассказал. Таксист согласился отвезти его сам, раз адрес более-менее известен. Поехали дальше по Старушке!
Но не успеваем мы проехать и нескольких метров по Калькю, как в глаза бросаются двое колоритных парней в бутылками пива и алкогольного коктейля «наголо». Включив мигалки, резко тормозим, преграждая им путь...
"Я посольский сын, мне можно!"
Выясняется, что иностранцы, а если точнее – два туриста из Венгрии. Парни на предупреждение полиции, что у нас в открытую на улицах не пьют, только усмехаются и даже не пытаются убрать алкоголь. Ведут себя вызывающе, в ходе разговора начинают активно размахивать руками и паясничать. На подмогу товарищу выходит водитель Леонид. Уже двое полицейских пытаются увещевать разбуянившихся венгров и объясняют, что тем придётся заплатить штраф.
– Да мы не будем ничего платить, нам ваши законы неизвестны! Звоните в посольство, у меня там отец работает! – пытается отстаять свою точку зрения 30-летний Мани Б.
Его длинноволосый друг – 35-летний Молнар М. – поддакивает товарищу, после чего начинает агрессивно размахивать руками перед лицом полицейских. Возникают ребята, одним слово. Решение приходит быстро – обоих туристов аккуратно загружают в бусик, чтобы не буянили. В это время дежурному передаются их данные для проверки. Ответ по рации не заставляет себя долго ждать:
– Один из ваших задержанных и вправду сын дипломата – посла Венгрии в Латвии...
В это время из «клетки» бусика доносится ругань и угрозы типа «Да я папе расскажу, да папа разберётся!» А стражи правопорядка тем временем уже заканчивают писать протоколы административного нарушения по обе души. Незнание законов и родственные связи в посольстве не освобождают от ответственности! Тем более, когда ими кичатся направо и налево.
Молнара и Мани не повезли в участок. Отпустили тут же, вручив по протоколу. Понятное дело, что подписей от них никто не дождался.
– If you don’t want to sign it, it’s your choice! – подытоживает Айвар.
Парни, покачиваясь как маятники, уходят с видом победителей. А полицейские, закрывая «клетку» обнаруживают, что она сверху донизу залита пивом. Пошалили, мальчики. Отомстили, дескать! Пришлось ехать на заправку отмывать машину. Интересно, что бы сказал господин посол, узнав об этой ситуации с сыночком?..
Мы вновь уезжаем патрулировать город, по дороге обсуждая увиденное.
Эстонец тоже хочет в гостиницу
Разговоры прерывает очередной вызов по душу потерявшегося иностранного «металлиста»:
– «Туристы», принимайте очередного клиента. Житель Эстонии, потерялся после концерта, активно требует отвезти его в гостиницу.
Слова дежурного воспринимаются дружным смехом в машине. Ещё один! Ну что ж, поехали спасать товарища. На одной из узких улочек его нам из рук в руки передаёт пеший патруль.
Неизвестно, что и сколько выпил Алан на концерте (так звали гостя из Таллина), но когда он с трудом загрузил своё тело в машину, стёкла моментально запотели, а чтобы не задохнуться, пришлось открыть окна. Алан оказался разговорчивым. Он минут двадцать объяснял нам, что приехал из Таллина на концерт с друзьями, концерт был отличным, но после него он потерял своих друзей. Название гостиницы не помнит, но точно знает, что гостиница была 5-этажной (наверное, посчитал этажи перед выездом) и из окна был виден забор из красных камней.
– Может быть, он имеет виду какую-то красную кирпичную стену? – негромко выдвигаю я свою версию.
– Ооо, ви гаваритте па-русски! Я тоже умею! – лицо Алана расплывается в довольной улыбке.
– Что ж ты раньше не сказал, — смеются полицейские, которые до этого с трудом разбирали, что заплетающимся языком вещал Алан на смеси английского с эстонским.
– Может, вспомнишь, что было рядом с твоей гостиницей? Магазин какой-то, бар, ещё что-то? – спрашивает Лёня.
– Магазин? Да, был! Синий такой, супермаркет, мы там пиво брали, — с характерным эстонским акцентом начинает рассказывать Алан.
– Уже лучше. Название магазина?
– Я не помню. Там ещё что-то такое было нарисовано (на столике в бусике горячий эстонский парень начинает рисовать какие-то крестики).
– Может быть, «Максима»? – вырывается у меня.
– Да-да! «Максима», точно-точно! ну всё, теперь найдём «Максиму» и решим проблему! – Алан чуть ли подпрыгивает от радости и готов обнять нас с Ренатой. Мы задерживаем дыхание, чтобы не задохнуться и отодвигаемся в другой угол бусика.
– Ты думаешь, «Максима» у нас в городе одна? Нет, их много, очень много, — сдерживается Айвар.
– Ка-аак? – искренне удивляется эстонец. – Вот ведь литовцы, а до нас ещё не добрались! Я же сам из Таллина.
– Да-да, мы уже знаем. Давай, напрягись, это та «Максима»? – спрашивает водитель Лёня, подъезжая к одному из магазинов в Центре города. – Вон и дом из красного кирпича.
– Да-аа, это она!.. А где моя гостиница?
Объезжаем все гостиницы округи, заходим (и заводим Алана) вовнутрь, но всё оказывается не то. Потом будет ещё несколько «Максим», другие гостиницы. Всё не то. Пьяный поклонник «Металлики» так и не смог вспомнить, где же он остановился с друзьями. Отчаявшись, подвозим его к эстонскому посольству.
– Ооо, ээсти, — читает название на родном языке наш попутчик. После чего лихо выпрыгивает из машины и пытается прорваться за закрытые двери. Поняв, что его попытки не увенчиваются успехом и заметив у меня в руках фотоаппарат, начинает активно паясничать и позировать. После чего начинает приставать к полицейским с просьбой закурить. Получив отказ, обиженный садится обратно в машину.
– Куда вы меня повезёте, я же ничего не помню? – задаёт грустный вопрос Алан.
– Отвезём тебя туда, где ты проспишься, а утром что-то вспомнишь и сам найдёшь свою гостиницу. Или друзья тебя уже найдут. В Красный крест (ночлежка на улице Гайзыня – прим. Авт.) тебя повезём.
– Что это? – удивляется любопытный Алан.
– Это? Бесплатный хостель для тебя сегодня! – находятся, что-то ответить муниципалы.
Эстонец не сопротивляется и мы, измученные двухчасовыми переговорами с ним, наконец, привозим его в ночлежку, где сдаёт в руки дежурному.
– О, ещё один! У нас наверху уже пять эстонцев спят, тоже с концерта потерялись. Заводите! – улыбается дежурный.
Хочется верить, что кто-то из них окажется знакомым Алана...
Проветрив машину, мы совершаем последний кружок по Старушке. Молодёжи всё так же мало, консуматорши одиноко жмутся в пустых барах и провожают нас злобным взглядом сквозь витрины. Многих из них полицейские знают аж пофамильно и в каждой свой рейд «обламывают» бизнес разводчиц. Но сегодня они одиноки. Иностранцы предпочли им «Металлику» и скорое возвращение в гостиницу.
Диана СПИРИДОВСКАЯ