Итак, Верховный суд пересматривает дело об убийстве 20-летнего рижанина Хенрийса Штраухманиса, которого застрелили и закопали в лесу неподалеку от российской границы. Под судом за это преступление двое — Мартиньш Озолс и Интарс Грислис.
О г-не Грислисе, собственно, речь и пойдет. В Лиепнской волости он, безусловно, авторитет. Соседи сожалеют, что его отправили за решетку: «При нем был порядок, а теперь — детей выпускать на улицу страшно».
Сам же он настаивает: его просто оговорили. Никаких криминальных дел за ним нет.
Who is mister Grislis?
Вообще-то по подозрению в убийстве сначала были задержаны трое: это житель Малупе Шолкс (ныне покойный), Мартиньш Озолс и Интарс Грислис. Но подозрительную смерть от сердечной недостаточности Шолкса — 30-летнего человека, который никогда не жаловался на проблемы с сердцем и активно сотрудничал со следствием, мы оставим за скобками. В этом деле и без того достаточно «болевых точек».
Разбираться, что же произошло в приграничной Лиепне, мешает удаленность, а также малочисленность местных жителей. Сейчас уже трудно понять, действительно ли Грислис держал в страхе всю округу, или наоборот, стал жертвой оговора завистников, которым не нравился размах его жизни (огромный особняк, на первом этаже которого отведено место под бассейн и спортзал, автомобили, а также множество наемных рабочих в его усадьбе).
Сам обвиняемый Грислис настаивает именно на втором варианте. В минувший понедельник он так и заявил суду: его оговорили. И одновременно предъявил 3 оправдательных приговора – по факту двух краж (в одной из них фигурирует угон машины) и нанесению телесных повреждений, которые ранее ему инкриминировались.
— Эти дела против меня были сфабрикованы лишь на основании показаний Озолса и Шолкса. А так как эти оба меня оболгали, суды меня оправдали, — заявил Интарс Грислис.
Адвокат обвиняемого Рада Матюшина добавила к этому:
— Уважаемый суд, буквально вчера на адрес моей юридической практики пришло письмо из Алуксненского края, подписанное Валией Лейшамниеце. Оно содержит в себе 4 жалобы от местных жителей, на которых давили стражи правопорядка под руководством полицейского Салвиса Стамерса. Это он начал процесс против моего клиента. Я прошу вызвать этих людей в качестве свидетелей в суд, чтобы они пояснили нам ход прошлых событий, о которых рассказывают в своих жалобах.
Что же случилось на границе?
С учетом указанных нюансов, приведем две версии. Официальную и не очень. На истинности второй, понятно, настаивать не приходится.
Итак, что известно официально. В сентябре 2010 года сотрудники Видземской полиции объявили: преследуя опасных преступников, они обнаружили огромный склад оружия и боеприпасов. В рамках дела был объявлен в розыск местный житель Интарс Грислис. Как выяснилось, это в его доме было обнаружено 8 карабинов, 5 ружей, 3 пулемета, 4 автомата, 6 револьверов и деталей к ним, 2267 патронов, 700 патронов к пулемету, 8 гранат и 200 граммов тротила.
Неофициально же имела хождение такая версия: на Грислиса полиция вышла во время расследования дела о поджоге передвижного магазина в Гулбене. При разбирательстве с пожаром оперативники получили информацию и об убийстве. Был обнаружен труп с огнестрельным ранением, закопанный в лесу.
Это и был 20-летний рижанин Хенрийс Штраухманис. В июне 2010 года он пропал и был объявлен в розыск. Месяц спустя был убит.
Пока шли разбирательства и обыски в доме Грислиса, он просто сбежал. Но вскоре был задержан.
История «рабовладельца»
Пока самым загадочным моментом этого дела является история с рабами. По данным ТВ5, «крестный отец» выкупал паспорта своих будущих работников, заложенные ими на алкоточках.
Дальше их ждала работа за еду и в случае проступков и нарушений — железная клетка площадью метр на метр, куда их сажали после избиений на хлеб и воду.
Зачем хозяину были нужны эти рабы? Сфера его интересов была обширна. Во-первых, они трудились на стройках, в том числе и помогали хозяину с улучшением качества жилья. Во-вторых, поскольку волость граничит с Россией, активно занимались контрабандой: пронос сигарет, провоз топлива. В-третьих, они искали для хозяина гранаты в лесу, чтобы выплавлять из них тротил. Корпуса сдавались на лом или продавались как сувениры.
По неофициальным данным, местные власти и жители знали о том, что происходит на территории этого хозяйства. Но они были настолько запуганы, что отказались участвовать даже в обысках и других следственных действиях.
Сейчас можно сказать, что судя по всему, история с «рабством» все же преувеличение. Никому из задержанных ничего подобного вменить не удалось.
Жена: «На цепи никого не держали»
Супруга задержанного Лига в разговоре с журналистами Degpunktā рассказала, что поженились они с Грислисом в 2002 году. Она раньше работала учительницей, а потом ушла из школы. Интарс нигде официально не работал, фирмами не владел, зарабатывал, сдавая старый металлолом, а также перебивался случайными заработками.
Семья как раз строила свой большой дом, когда Интарса задержали.
— Строили из старых материалов, — подчеркнула супруга.
Кстати, в этом доме «из старых материалов» есть бассейн.
— В рабстве тут никого не держали, — категорично заявила супруга Грислиса. — Здесь работали люди, которым некуда было идти, у которых не было семьи. Они здесь постоянно находились. Задержанные вместе с мужем Шолкс и Озолс были такими работниками. Они строили дом, ремонтировали машины. Но кормить их кормили, паспорта не отнимали. Про деньги, правда, не знаю, это муж улаживал. Но на цепи и в клетках точно никого не держали.
Вот только арсенал, который нашли полицейские за время 8 обысков, действительно стал сюрпризом для Лиги. Но она говорит:
— Ему нравилось ходить по лесу, собирать всякие военные вещицы. Мне это не очень нравилось, но что я могла сказать?
О контрабанде она тоже ничего не знает:
— Мы ездили вполне легально закупаться в Россию, — говорит дама.
Новость об убийстве их пропавшего работника Хенрийса весьма удивила Лигу, признает она. Как и известие о том, что супруг, оказывается, был ранее судим (в полицейской сводке указано, что неоднократно).
«Не крестный, а просто отец»
— Грислис был местным бизнесменом, занимался в основном металлоломом, — заявила в разговоре с газетой Diena одна из соседок обвиняемого. — Рабство — это полная чушь. У меня у самой муж у них работал. Мы смеялись, когда слышали, что он рабочих водой с хлебом кормил. Ведь жена Грислиса могла бы быть чемпионкой по чистке картошки. Я спрашиваю, как тебе так быстро удается, а она отвечает — потому что огромную ораву накормить нужно!
В общем, если верить местным жителям, усадьба Грислиса — была одним из редких мест, где в Лиепне можно было заработать копейку. И несомненно, в глазах соседей Грислис был авторитетом. Криминальным ли? Это вопрос открытый. Однако одна из многодетных матерей района говорит:
— Интарс был не крестным отцом, а просто отцом Лиепны. При нем тут был порядок. Не было вечерних гонок на машинах, не было гулянок. А сейчас страшно детей на улицу одних выпускать.
Промежуточный финиш
Суд первой инстанции признал Озолса и Грислиса виновными в убийстве Штраухманиса. Мартиньш Озолс, признавший свою вину в убийстве, должен был провести в тюрьме 16 лет за смерть Штраухманиса и порчу чужого имущества. Грислиса суд приговорил к 19 годам тюрьмы с конфискацией имущества.
Помимо убийства, Интару Грислису вменяли также незаконное хранении оружия. Он, кстати, признал себя виновным только по последней статье.
Сейчас он подал апелляцию. В минувший понедельник её должен был рассматривать Верховный суд, но из-за обилия ходатайств, процесс был отложен.
Грислиса сейчас защищают два адвоката – Рада Матюшина и Гунтар Симанис. Озолса — адвокат Гунтар Корис.
На снимках: Мартиньш Озолс, Интарс Грислис, оружие, конфискованное у Грислиса (TV3).