25 Ноября 2024 07:18
Новости
  21:31    14.9.2011

Эксперты: какие долги чиновнику неприлично иметь (2)

Эксперты: какие долги чиновнику неприлично иметь <span class="comment-count">(2)</span>
Занимать должность члена правления АО Pasažieru vilciens Мартиньшу Гресте не мешают ни огромные долги (410 343 лата), ни даже личная неплатежеспособность... Мы опросили специалистов по безопасности и представителей KNAB, которые единодушны: именно большие долги создают большие коррупционные риски. Ниже — их анализ ситуации.

В долговой истории чиновника Гресте kriminal.lv обратил внимание на сочетание четырех факторов: долгов на сотни тысяч, относительно небольшой зарплаты, личной неплатежеспособности и должности, которая обязывает принимать многомиллионные решения (подробнее об этом см. в «Жизнь чиновника: кресло, личная неплатежеспособность и госдотации на авто»).

KNAB: долги — один из коррупционных рисков

В первую очередь, kriminal.lv, естественно, обратился в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB). Как выяснилось, здесь весьма озабочены огромными кредитами латвийских  чиновников. Как сообщила нам представитель KNAB Диана Курпниеце, бюро уже подготовило концепцию  по сокращению коррупционных рисков в органах госуправления. Сейчас документ проходит обсуждение в Кабинете министров.

— Как показывают исследования, именно большие долги создают большие коррупционные риски по сравнению с другими факторами, — поясняет г-жа Курпниеце. — Именно поэтому каждое учреждение должно определить объем долговых обязательств и обеспечить усиленный надзор за конкретными чиновниками.

Бюро предлагает установить такие рамки для долгов: выплаты по кредитам не должны превышать 40-50% от ежемесячного дохода чиновника или же 75% от дохода его семьи.

— Содержать чиновника-должника может и его супруг/супруга.  (Это распространенное объяснение при несостыковке расходов и доходов — авт.). Однако наличие такого «подспорья» придется доказывать. Как и то, что выплаты по кредитам не превышают 75% суммарного дохода семьи, — поясняет г-жа Курпниеце.

Другие специалисты тоже согласны, что долги чиновников следовало бы ограничить.

Гуна Каминска, зампредседателя Совета адвокатов

— Ситуация, когда у чиновника большие долги, конечно, спорная. Я бы не пожелала никому в такой оказаться. По всем данным, коррупция в нашей стране еще не побеждена. Поэтому, при наличии долгов с одной стороны, и необходимости принимать ответственные решения – с другой, чиновнику нужно очень серьезно следить, чтобы не возникали подозрения в обоснованности его решений. Ситуация опасна еще и тем,  что чиновник становится зависим от обстоятельств, которые гарантируют его благосостояние.

По словам г-жи Камински, в этом случае крайне трудно отстаивать свою точку зрения, проявлять принципиальность и т.д. Человек банально боится  потерять работу, какая уж тут забота об общественных интересах.

Возможное решение проблемы г-жа Каминска видит в дополнении правил этики должностных лиц соответствующими пунктами. А также, возможно, обсуждением таких ситуаций в комиссиях по этике, чтобы иметь возможность разобраться в каждом случае индивидуально.

— Когда на адвоката приходит жалоба, мы ее обсуждаем в Коллегии адвокатов. И если даже отклоняем, то стараемся дать коллеге советы, как не допустить повторения ситуация в будущем. Думаю, чиновники сами должны осознать наличие такой проблемы и решать ее изнутри, — резюмирует г-жа Каминска.

Айнарс Латковскис, председатель комиссии Сейма по вопросам обороны, внутренних дел и коррупции

— Ситуация с Мартиньшем Гресте и другими должниками — это, конечно, не лучший вариант. Иметь долги не запрещено. И по-человечески понятно желание купить машину, квартиру, дом... Но все-таки это о чем-то может говорить. К примеру, о том, что человек – не очень удачлив в бизнесе. И тогда возникает вопрос, получится ли у него более удачно управлять государственным имуществом? С точки зрения коррупционных рисков, как говорят специалисты KNAB,  долги — один из таких рисков.

Как решить этот вопрос? Затрудняюсь ответить. Потому что в конкурсе на должность нельзя написать «требуется человек с юридическим образованием без долгов». Тогда такой чиновник ни квартиру, ни машину купить не сможет. Думаю, каждому конкретному начальнику следует следить за своими подчиненными, также как и тем, кого утверждают на ключевые должности.

Виталий Орлов, председатель комиссии Сейма по мандатам, этике и заявлениям

— Я, признаюсь, в шоке от истории с г-ном Гресте. Как с такими долгами его вообще приняли на эту должность? Работа в Pasažieru vilciens связана с необходимостью делать большие закупки, а тут такие коррупционные риски. Долги, конечно, есть у многих. Не все в «жирные годы» смогли устоять перед соблазном купить квартиру, дом и т.д. Но ведь долги нужно соизмерять со своими доходами. Удивляет, что, когда вскрылся вопрос с лизингом, Гресте от своих соратников по «Единству», которое декларировало этичность и неподкупность, получил лишь порицание... Все это подрывает доверие народа к власти. Приводит к мыслям, что «им там наверху все позволено».

Ситуация, конечно, спорная. Трудно отрицать, что у человека в такой ситуации не будет подспудного стремления как-то решить свои проблемы.

Думаю, Кабинету министров следует разработать подзаконный акт, утвердив потолок для долгов чиновников. Чтобы в конкурсе при приеме на работу это было одним из условий. Наряду с образованием, знанием языков или опытом предыдущей службы.

Altiste, комментатор  kriminal.lv

(Мы приводим этот комментарий справедливости ради — он оказался единственным в пользу г-на Гресте. Позиция должника-жертвы, безусловно, имеет право на существование). 

— Вы проводите прямую параллель между профессионализмом человека (то есть способностью грамотно выполнять свои должностные обязанности) и тем форс-мажорным обстоятельством, которое в этой стране предусмотреть не смог НИКТО. Вот категорически с вами не согласна. Почему, черт возьми, никто не пишет о коррупционном преступном сговоре государства и банков в деле отъема у населения, оказавшегося в ипотечном кредитном кошмаре, единственного жилья? Государству, конечно, проще и выгоднее отмыться, представляя этих людей чуть ли не мошенниками, или идиотами, не способными здраво оценить свои возможности. Замечательная афера и четко продуманный кидок в лучших уголовных традициях.

О себе. Должник-неудачник с личной неплатежеспособностью. Педагог с 20-летним стажем и степенью магистра. Бомж с двумя детьми. Была заложена квартира под покупку земли. На личные деньги выстроен дом. Отняли ВСЕ, при этом должна осталась ВСЮ сумму. При такой схеме, уважаемый автор, без штанов можно оставить любого человека, на любой должности.

Нюанс

В Латвии есть пример «этического» решения проблемы в подобном случае. Так, в декабре прошлого года из-за долгов в отставку ушла глава Совета присяжных нотариусов Илзе Пилсетниеце. Она объяснила свой уход нежеланием очернять репутацию главы совета. Речь тогда, кстати, шла о гораздо меньшей сумме. Согласно декларации должностного лица в базе данных СГД, в 2009 году долги Илзе Пилсетниеце составляли 67 530 латов.

Оставить комментарий

Комментарии

  • XYU 14 Сентября 2011 22:42

    Scuko ti latkovskij, pidar i vor.

  • Митрофан 15 Сентября 2011 11:57

    По моему дело тут в отсутствии политической культуры. Почему то в Германии политики подают в отставку по причине вскрывшейся супружеской неверности? А у нас можно на серьезной должности связанной с принятием многомиллионных решений проматывать деньги в игровых автоматах, иметь потрясяющие долги во много раз превышающие доходы и говорить сегодня одно, а уже завтра делать совсем другое. Потому что подобные поступки там - политическая смерть, а у нас народ с удовольствием голосует по десятому разу.

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии