По данным ЛТВ, до 1 октября 2020 года Олег Байков работал охранником в магазине по продаже алкоголя. С тех пор он является безработным, а сообщение о назначенном ему штрафе получил более, чем спустя полгода после инцидента.
Госинспекция данных пояснила, что констатирован факт незаконного использования личных данных, т. к. фото было сделано с записи камер видеонаблюдения, установленных в магазине. На фотографии Кришьянис Кариньш запечатлен без защитной маски.
"Я поделился фото в своей группе. Мне прислали, я поделился в группе. Это было примерно под Новый год. Я им написал, как все произошло. Я уже давно там не работаю", — указал Байков.
Снимки были опубликованы в конце ноября прошлого года. Он утверждает, что в то время он уже не работал в магазине. Но расследование, проведенное Госинспекцией, свидетельствует о другом.
Заместитель директора Госинспекции Ласма Дилба отметила, что также была предоставлена информация и о других эпизодах незаконной публикации фотографий. Информация публиковалась на двух-трех профилях в соцсетях, хотя поверяющие установили, что пользователем всех профилей был один и тот же человек.
Сам глава Кабинета министров пояснил тогда, что фото сделаны еще летом прошлого года, когда ношение масок в магазинах еще не являлось обязательным условием. Эту информацию также подтвердило и расследование Госинспекции данных. Также выяснилось, что в день, когда был запечатлен премьер, совпадал со сменой Байкова.
У бывшего охранника есть право обжаловать решение Госинспекции данных.
Проступок охранника очевиден, однако примененный штраф в размере 500 евро — несоразмерно высок, заявил специалист в сферы защиты данных, комментируя действия Государственной инспекции данных.
Кариньш после обнародования фотографий в Государственную инспекцию данных не обращался, инспекция дел начала сама по собственной инициативе.
Почему денежный штраф в данном случае больше, чем при других аналогичных правонарушениях? Заместитель директора инспекции Ласма Дилба пояснила: нарушитель не только незаконно добыл информацию, но и, используя различные профили в социальных сетей, старался максимально распространять ее в обществе. Представитель инспекции не отрицала — свою роль в принятии решения сыграло и то обстоятельство, что пострадавшим по этому делу является премьер-министр.
«Конечно, это фактор, который в какой-то степени играет роль. Если бы я сказала, что это не повлияло, я бы сказала неправду. Но это не первично. Это скорее одно из условий, характеризующих событие», — пояснила Дилба.
Кариньш при посредничестве своего пресс-секретаря отказался комментировать этот случай.
В свою очередь присяжный адвокат Лаурис Клагишс, который специализируется на делах по защите личных данных, считает, что в данном случае имеются признаки, свидетельствующие о неравном отношении к закону. На его памяти случаи подобных нарушений обычно караются замечанием или предупреждением.
«Есть ощущение, что эти 500 евро применены только потому, что пострадавший — господин Кариньш, премьер-министр. И возникает вопрос, а если бы пострадавший был обычным гражданином? В моем представлении это показательный процесс. Если это так и это новая практика Госинспекции данных, то я, как адвокат, ожидаю, что в подобных ситуациях будут похожие наказания», — заявил Клягишс.
В инспекции утверждают, что в каждом случае индивидуально оценивается мотивация человека при публикации данных других лиц. Если это сделано с целью продемонстрировать обществу нарушение, допущенное, например, должностным лицом, то инспекция, скорее всего, не накажет публикующего их.