Начнем с важного — эмоций.
Министр Козловскис по рейтингу TNS оценивается как крепкий середнячок. Но малоузнаваемый: народ его просто не знает. И понятно почему: говорит министр тихо, логично, без ярких примеров и «кулаком по столу». И все вроде бы правильно, но только как-то протокольно, что-ли. Для публичного политика — это отнюдь не самый выигрышный стиль. Однако вещи, о которых он говорит, на наш взгляд, иначе как «вопиющими» и «идиотскими» не назовешь. Под этим углом, уважаемый читатель, мы и предлагаем читать дальнейшее. Расставляя восклицательные знаки и идиоматические выражения в нужных местах на свой вкус.
(Вопросы задавались в рамках дискуссии, возникшей в ходе передачи «Действующие лица» на Latvijas Radio 4, с участием журналистов Валентины Артеменко, Юриса Пайдерса и Марины Михайловой).
В полиции кто-нибудь останется?
Журн.:— Министерство благосостояния предлагает повысить возраст выхода на пенсию полицейских на 8 лет. Вы — против, профсоюз полицейских — тоже. Каков же выход?
Рихард Козловскис: — Эта концепция, я думаю, не будет реализована. Ни для кого не секрет, что зарплаты полицейских сейчас не самые высокие, и условия — не самые лучшие. Если сейчас, не меняя условий, мы говорим: а теперь вы будете работать еще больше, а получать еще меньше, ну извините — я категорически против.
— Но возникает такой вопрос: а почему остальные жители Латвии должны смириться с повышением пенсионного возраста, несмотря на то, как они живут. А те кто работают в МВД, останутся в особых условиях — по-прежнему будут выходить по выслуге лет на пенсию в 50 лет?
— Ну, посмотрим, как пожарник в 58 лет будет кого-то спасать... К вопросу о справедливости и солидарности с другими пенсионерами. У нас сейчас в полиции — некомплект. Почему? Потому, что низкие зарплаты. Ранний выход на пенсию — это сейчас один из немногих стимулов работы здесь. Полицейский знает: если он отработал 20 лет, то получит, хотя и небольшую, но гарантированную пенсию. Но если мы сейчас и это заберем... В кризис — с 2008-го года — у нас уже уволилось около 3000 полицейских. Наиболее квалифицированных, профессиональных. И предпенсионного возраста, и не только. Потому что в кризис на 40 процентов снизили заработную плату. Если сейчас произойдет повышение пенсионного возраста, то это вызовет новую волну уходов. Но мы же тут играемся со своей безопасностью — эти люди помогают, когда грабят, убивают, спасают на пожарах. Поэтому хочется все же призвать не шутить с такими вещами.
— Судейским подняли зарплату, прокурорам — тоже... А полицейским — срок выхода на пенсию. Такая вот получается солидарность :)
— На данном этапе ситуация такая: судья 1-й инстанции получает 1200 латов, прокурор 900. Полицейский в среднем сейчас получает — 380 (брутто). То есть, меньше всех.
— Поэтому-то полицейские, оставшись без денег, и идут грабить. (И министру напомнили про показательный случай на минувшей неделе: как пьяный сотрудник полиции ограбил два магазин в Риге).
— Да, случай был вопиющий. Он больше в полиции не работает, и будет наказан по всей строгости закона. Но все таки ситуация в целом требует реального улучшения... Когда будет решен вопрос с повышением зарплат, тогда можно будет дискутировать о пенсионном возрасте. Но не раньше.
Что делать?
Рихард Козловскис предлагает принять новую концепция развития государственной полиции, которая призвана решить целый комплекс проблем: зарплат, образования и квалификации.
— Какая сейчас ситуация? Приходит в полицию парень и смотрит — начальник молодой. Все. Лет 20 для роста никаких перспектив. Ведь мотивация сейчас такая: если он честно отработает инспектором 20 лет, то у него зарплата повысится на 20 латов.
По мнению министра, нужно создать механизм, чтобы: 1) у сотрудников была мотивация расти и учиться; 2) вовремя «уходить» тех, кто этого не хочет делать, потому что новые технологии непрерывно развиваются, и их нужно осваивать.
По мнению министра, для этого нужно ввести квалификационные экзамены, которые сотрудникам придется сдавать каждые 5 лет.
Сдал экзамен — зарплата подросла. Не сдал (и не пересдал) — придется уходить.
— А где же учиться? Ведь Академию полиции ликвидировали...
Однако, по мнению г-на Козловскиса, это вопрос решаемый:
— Мы будем решать с вузами вопрос о программах «сотрудник правоохранительных органов». И если эти программы будут утверждены, то нам совершенно нет необходимости брать какое-то большое, специальное здание и писать на нем «Академия».
Промежуточный финиш: когда же может быть введена спасительная концепция, которая решит злободневные проблемы полицейских? По мнению министра, самый реальный срок — 1 января 2016-го года. А до того? Будут работать над концепцией.
Как побороть курильщиков?
Если вы, уважаемый читатель, не в курсе: сейчас обсуждается законопроект по борьбе с курильщиками на балконах и лоджиях. Их в Латвии порядка 400 тысяч. Полицейским, очевидно, предстоит их всех призвать к порядку. А теперь поместим эту частную проблему в общую ситуацию, описанную выше: полицейских не хватает, у них маленькие зарплаты, и единственная реальная льгота — пенсия в 50 лет — сейчас под вопросом. (Короче: законопроект идиотский, предложение взвалить на полицию еще и это — дурацкое. И вообще: это что, в нынешней ситуации в Латвии, самая актуальная проблема — курильщик на балконе?.. Авт.)
Рихард Козловскис комментирует ситуацию так:
— Если мы что-то принимаем, то должен быть механизм обеспечения. Сейчас в Латвии примерно 600 тысяч курящих. Я думаю, что примерно 400 тысяч из них — имеют балконы, лоджии или что-то наподобие. И если начнется массовая подача жалоб, то какой же здесь может быть механизм контроля? Как это может быть обеспечено?.. Я за здоровый образ жизни. И это проблема, если рядом живет сосед, который постоянно курит. Но я не хотел бы, чтобы накопилась определенная масса недовольства, которая вылилась бы в «куда смотрит полиция!?»
Сейчас этот законопроект пойдет на первое чтение, будет обсуждаться в Сейме. И я бы хотел, чтобы запрет на курение внедряли самоуправления в том случае,если есть возможность эту сферу проконтролировать. Скажем, силами полиции самоуправлений. И вот тогда, если госполиция видит — есть какое-то неподчинение, можно было бы вмешиваться.
— Вас услышат?
— Я надеюсь на диалог. Думается, стоило бы оставить это самоуправлениям. К примеру, в Риге, где большая полиция самоуправления — около 1000 сотрудников — можно обеспечить контроль.
Фоторадары: камбэк
— Вот тут есть сообщение пресс-центра Госполиции от 17 января, за подписью Синтии Вирсе, которая указывает: исчезновение радаров ничуть не ухудшило ситуации на дорогах. Из чего делаем вывод: радары как средство безопасности не нужны, это только средство выкачивания денег для узкого круга лиц...
— Я хотел бы напомнить, что радары закончили свою работу в декабре прошлого года. И за 3 недели после этого тенденции вряд могут проявиться. Я считаю, что те радары, которые были размещены в Риге и Рижском регионе, дали конкретное снижение количества ДТП...Технологии везде постепенно замещают человеческий фактор. Во всех европейских странах фоторадары стоят. Как реализуется этот проект, как они размещаются — это уже отдельный вопрос.
--Вопрос о деньгах: по сообщению министерства сообщений за прошлый год было оформлено почти 350 тыс. административный протоколов на общую сумму 5 млн.латов. Однако на самом деле удалось получить всего 3, 5 миллионов. Сколько планируется получить в этом году, учитывая, что придется работать вручную?
— Пока полиция будет использовать те 4 фоторадара, которые есть, поэтому нельзя сказать, что фоторадары совсем ушли. Кроме этого дорожно-транспортная полиция будет оснащена ручными радарами. Подсчета и плана по деньгам — нет. Сейчас стоит вопрос сохранения уровня безопасности на дорогах.
— Когда фоторадары могут вернуться на дороги снова в прежнем объеме?
— Это вопрос риторический, поскольку будет публичный конкурс — а как у нас в Латвии иногда проходят конкурсы мы знаем. Если все пройдет сразу — без судебных тяжб и споров, то вероятно, это будет в начале следующего года.
— А где они будут установлены? Их ведь ставили на прямых трассах, где можно разгоняться. А отнюдь не в опасных местах, не рядом с переходами.
— Это была одна из проблем при работе с коммерсантами. Потому что их видение ситуации, отнюдь не всегда совпадало с видением полиции. Однако сейчас есть специальная группа, которая над этим работает...
Для справки: Рихард Козловскис, неизвестный министр
Родился 26 марта 1969 года. Имеет образование спортивного педагога, а также юриста (Латвийский университет, 1995 – 2003 год).
Карьера: в 1991 году работал младшим инспектором полицейского батальона; 1991 — 1993 — инспектор в Службе охраны правительства; 1994 — 1996 — старший инспектор в Государственном департаменте защиты суверинитета; 1996 – 2005 год — заместитель начальника Полиции безопасности; 2002 — 2005 — представитель в Латвии Европейской сети по защите публичных лиц (Eurpean network for the protection of public figures); 2005 — 2007– советник министра обороны, руководитель отдела координации мер безопасности на саммите НАТО в Риге. С 2007 года — юрист в компании BBF Consulting. В 2011 году баллотировался в XI сейм от Партии реформ Затлерса, член правления партии.
25 октября 2011 года назначен министром внутренних дел в правительстве Валдиса Домбровскиса.По данным исследования, проведенного агентством «TNS Latvia, жители Латвии оценивают его работу как нормальную (он получил 4,7 пункта). Одновременно выяснилось: г-н Козловскис — самый неизвестный из латвийских министров. Всего 12% опрошенных процентов знают, кто это вообще такой.
Для справки: как урезать пенсии (версия минблага)
Министерство благосостояния подготовило свои предложения об «усовершенствовании» системы пенсий в целом, и пенсий по выслуге лет в частности. Среди прочего предлагается повысить возраст выхода на пенсию в среднем на 8 лет и исключить из списка претендентов на пенсию ряд профессий (например, балетных танцоров и циркачей).
По мнению работников Минблага, сейчас возраст выхода на пенсию по выслуге у всех, кроме судей, неоправданно низкий. К тому же, право на такую пенсию получают работники, чья специфика не соответствует критериям.
Поэтому министерство планирует просить правительство каждый год с 2016 года повышать возраст пенсий по выслуге на 6 месяцев. Пока он не достигнет 58 лет. Коснутся это должно всех, кроме военных и судей.
При этом планируется лишить выплаты пенсий по выслуге лет тех работников (прежде всего это касается сотрудников МИДа и Минюста), которые и после оформления пенсии продолжают работать.
Сейчас в отдельных профессиях пенсию по выслуге можно запрашивать уже в возрасте от 38 до 45 лет. Право на такую пенсию имеют сотрудники транспортной отрасли (авиации, железной дороги, общественного, морского и речного транспорта), творческие люди (артисты цирка, оперы, балета и т.д.), судьи, прокуроры, дипломаты, борцы с коррупцией, сотрудники системы внутренних дел и Управления мест заключения, а также артисты государственных и муниципальных профессиональных оркестров, хоров и концертных организаций.
Негативное отношение к такой реформе уже выразили представители сферы культуры и МВД. Министр ВД Рихард Козловскис уже заявил, что возможность досрочного выхода на пенсию является одним из важнейших пунктов мотивации для работающих в системе МВД.
Профсоюзы полицейских пригрозили акциями протеста в случае, если документу дадут зеленый свет.