Еще 2 года назад в качестве основного мотива преступлений фигурировали долги. Наблюдался некоторый рост вымогательств, разборок по поводу возврата долгов. Однако сейчас такие вещи в большинстве случаев решаются довольно цивилизованно, считает г-н Кюзис.
По его мнению, такого понятия, как «преступность, порожденная кризисом», в Латвии нет.
— Мы видим, что люди совершают преступления, потому что они склонны к этому. Если я увижу, что человек украл из магазина буханку хлеба и пакет молока, — будет понятно, что ему нечего было кушать. Но, к сожалению, мы видим другое: воруют в большинстве случаев алкоголь и сигареты. Сказать, что это предметы первой необходимости, пожалуй, нельзя. Говорить о том, что появился какой-то новый сегмент — «преступники кризиса», — мы не можем. Те, кто попадаются, практически все ранее уже были судимы. Бывает так, что задерживаем человека, который был судим 10 лет назад. И вот он только сейчас вспомнил об этом или жизнь заставила. Нового поколения преступников, которых бы «выгнал на улицу кризис», мы не видим.
Про взрыв на Гауяс
Неудавшийся взрыв «мерседеса» на ул. Гауяс 21 апреля, в котором находилась семья из трех человек — мужчина, женщина и их пятилетний сын, вызвал большой общественный резонанс.
Потерпевшая (Елизавета Челнокова) рассказала, что сама она работает в банке, а муж торгует мясом. Автомобилем регулярно пользовались оба. Версий, кто мог желать уничтожения их семьи, у дамы нет.
Однако в Интернете тут же была высказана такая версия: один из членов этой семьи был связан с контрабандой мяса из Польши в Россию. Однако поставки сорвались и россияне решили вот таким образом разобраться с неудавшимся поставщиком. Комментатор упоминает и латвийского вора в законе, который якобы «присматривает» за такими схемами.
— Мы рассматривает все версии, — заявил Телеграфу г-н Кюзис. — Говорить о том, какая из них самая правильная, — пока рано.
Убивают без повода все чаще
Анализируя последние громкие ЧП, в том числе и «попкорновое убийство» в Kino Citadele, г-н Кюзис говорит следующее:
– Хоть за первые 4 месяца этого года мы и наблюдаем сокращение количества убийств, но мы видим, что все чаще они происходят буквально из-за мелочей. Если раньше в качестве причин мы могли говорить о том, что виноваты большие деньги, то сейчас видим: убить могут просто из-за ерунды. К примеру, из-за украденного мобильного телефона, необдуманно сказанного слова и т.д. Все-таки в своей ежедневной жизни люди возбуждены, недовольны, легко ранимы. Они сразу же хватаются за нож. В итоге — отец на сына, сын на отца, муж на жену, жена на мужа... Когда мы начинаем разбираться, в чем причина ряда преступлений, то приходим к выводу: можно сказать, ни в чем. Какие-то совершенно бытовые мелочи, характерные для всех нас: сначала сказал, а потом подумал, и тому подобное. Плюс алкоголь и наркотики.
И о Шенгене
Норвежская полиция неожиданно призвала восстановить пограничный контроль в ЕС, так как Скандинавия сейчас страдает от преступников из стран Балтии. Руководство латвийской полиции не видит в этом смысла: в то время, когда граница существовала, ситуация сильно не отличалась, преступники все равно ее пересекали.
Инт Кюзис комментирует ситуацию так:
— Закрыть границы — это не выход. Понятно, что когда границы существуют, контролировать ситуацию проще. Но границы создают проблемы прежде всего для обычных людей. Что же касается борьбы с преступностью, то тут лучше налаживать сотрудничество между правоохранительными органами разных стран.
Впрочем, г-н Кюзис признает: непосредственно для латвийских правоохранительных органов открытие границ жизнь облегчило.
— Помните, в начале кризиса все ожидали, что преступность вырастет? Но в итоге она даже упала. Дело в том, что многие, в том числе и те, кто совершал преступления, уехали. Но поэтому для полиций разных стран так важно обмениваться информацией, создавать базы данных. Это вопрос сотрудничества, которое нужно развивать.
Открытие «трудовой» границы с Германией тоже, возможно, повлечет выезд представителей криминалитета.
– Конечно, такого ажиотажа, как пару лет назад, не будет, — предполагает г-н Кюзис. - Но часть все равно уедет, в том числе и преступники. Ибо если человек склонен совершать преступления, то он везде будет к этому склонен.