И еще: после побега был объявлен "Перехват" - поиски беглеца вызвали повальные проверки, досмотры и пробки в Риге. В соцсетях в связи с этим высказывалось множество негодующих комментариев: а нужно ли было полиции перекрывать весь город и устраивать транспортный коллапс?
"Были допущены ошибки"
Юдаев не стал вдаваться в подробности побега, отметив, что в настоящее время проводится проверка.
- Я бы не хотел спекулировать, у меня есть свое мнение. Скажу так: были допущены ошибки... Но сейчас преждевременно рассуждать об обстоятельствах побега, — сказал Юдаев.
Находясь на свободе, мужчина также имел возможность общаться с другими людьми, но более подробно этот вопрос Юдаев комментировать не стал.
И о массовых проверках. Юдаев понимает недовольство части общественности последствиями плана по поимке беглых «Перехват», когда в городе образовались пробки, но у полиции изначально было мало информации о направлениях передвижения беженца. Кроме того, этого человека в прошлом судили за грабеж, и это нельзя игнорировать.
Несмотря на то, что опасность Цесманиса для общества была оценена как средняя – он был задержан за имущественные преступления, – Юдаев подчеркнул, что грабеж, который ему вменяется – это не только имущественное преступление, но и преступление против здоровья человека, связанное с возможной угрозой.
- Он не убийца, но есть те, кого судят за менее тяжкие преступления, однако они гораздо опаснее и неадекватнее, это нельзя было игнорировать, — пояснил Юдаев.
"Скорее всего, оставили без присмотра"
Бывший глава Госполиции и преподаватель юридического факультета RSU Алдис Лиелюксис отмечает, что Цесманис мог сбежать из-за халатности сотрудников полиции — однако признал, что судить об этом до выяснения обстоятельств побега — рано.
- Вероятнее всего, он был оставлен без присмотра. Но это всегда зависит от того, сколько было вовлечено сотрудников полиции. Мы знаем, что сейчас полицейских недостаточно. На одного задержанного должно было бы быть три полицейских. Если бы он был под присмотром троих — он бы не мог убежать. Был ли он в специальной машине или обычной, легковой? В специальной изнутри не откроешь дверь, а в обычной, если его на минуту оставили — он мог выпрыгнуть, - сказал экс-глава Госполиции Алдис Лиелюксис.
Экс-глава Госполиции также отметил, что неизвестно, куда везли Цесманиса, однако, по его словам, раньше, при транспортировке задержанного на следственные мероприятия, сам Лиелюксис использовал простой метод - задержанный был в наручниках вместе с полицейским, и не мог никуда убежать. Прокомментировал бывший начальник Госполиции и план перехват, из-за которого образовались часовые пробки:
- Если человек видит, что таким способом контролируются дороги, он понимает, что из города он не выедет. Это тактический прием — чтобы он оставался в городе.
Промежуточный финиш
Глава МВД Марис Кучинскис поручил руководителю Госполиции Арманду Руксу провести оценку ситуации, как задержанному Мартиньшу Цесманису удалось сбежать из полицейской машины. По факту побега возбуждено уголовное дело, а также начата служебная проверка.
Теперь Цесманису грозит также уголовное преследование за побег, и, вероятно, будет возбуждено еще одно уголовное дело за имущественное преступление - за "позаимствованные" обувь с одеждой.
Для справки
Цесманис (1981 г. р.) сбежал из машины государственной полиции в Саркандаугаве, на проспекте Межа, днем 27 июля.
Во время побега у мужчины были босые ноги, а его руки были скованы наручниками спереди. Однако за вечер он ботинки уже сумел раздобыть.
В четверг вечером Цесманис попал на видеокамеру передвигающимся по центру Риги в темной куртке на плечах, в шляпе и ботинках.
В пятницу 28 июля Цесманиса задержали и доставили в изолятор временного содержания для проведения процессуальных действий, а затем к месту исполнения уже примененной меры пресечения.
Ранее Цесманис попал под суд за кражу и грабеж, а также за незаконный оборот наркотиков.
Сбежавший из тюрьмы добрался до дома на велосипеде
Тем временем стали известны некоторые подробности побега заключенного Мариса Ковалева из Центральной тюрьмы, "Перехват" которого объявлялся 23 июля.
Судя по неофициальным источнмикам, ему удалось перебраться через четырехметровый забор и, несмотря на полученную травму ноги, за несколько часов добраться до дома.
Подозреваемый в убийстве Марис Ковалев сбежал из Центральной тюрьмы около двух часов дня. Как рассказал Латвийскому телевидению на условиях анонимности родственник Мариса, побег не был тщательно спланирован. Марис сбежал, когда его и других заключенных вывели на прогулку. Он преодолел два забора с колючей проволокой. Как – пока до сих пор не ясно.
Возможно, он смог сбежать во время, когда заключенных вели на прогулку. Из-за ошибки надзирателей ему удалось незаметно отклониться от маршрута и направиться в сторону выхода, мимо административного здания тюрьмы. Беглец забрался на крышу двухэтажного здания, перелез через колючую проволоку и выбрался на свободу.
По неофициальной информации, этого заключенного заметили с наблюдательной вышки, однако по неизвестным пока причинам огонь в его сторону открыт не был.
Начальник Управления мест заключения Дмитрий Калинс отметил, что забор в Рижской Центральной тюрьме – выше четырех метров. То, как Ковалеву удалось его преодолеть, будет оценено по записям видеокамер и при попытке восстановить хронологию событий.
Согласное неофициально информации, перебираясь через два забора, Ковалев сломал ногу. Но это не помешало ему отправиться домой. Он пошел вдоль Матисского кладбища.
Как рассказал родственник беглеца, по пути Ковалев навестил одного из знакомых и взял у него велосипед, на котором и приехал домой.
Здесь, по словам родственника, он провел 10-15 минут, пока дежурившие рядом полицейские не вызвали подмогу и не задержали его.
Сейчас, по словам Калинса, осознаны слабые точки, а в месте побега и на остальной территории тюрьмы установлена дополнительная сигнализация, устройства для наблюдения и колючая проволока. Более подробная информация об инциденте появится в рамках уголовного процесса и служебной проверки. Ее результаты будут примерно через месяц.
Ковалев попал в тюрьму после попытки убийства спутника жизни своей бывшей подруги, а теперь его будут судить еще и за побег.
Антон Городницкий, "Сегодня"