В этом «футбольном деле» речь идет о 6-ти эпизодах вымогательства на сумму около 100 тысяч евро и 15 тысяч долларов. Фигурируют также: вывоз потерпевших в лес, применение угроз и насилия, изъятие телефонов, надевание мешка на голову, сгоревшая вдруг машина, а также «слив» игр для тотализатора.
На скамье подсудимых оказались экс-директор ФК «Вентспилс» Сергей Барковский и трое его соподсудимых (подробнее об участниках процесса — см. главу «6 эпизодов вымогательства»).
Среди потерпевших — 4 экс-игроков клуба Ventspils. Участникам процесса приходится разбираться в самых грязных эпизодах латвийского футбола...
Потерпевшие обвиняют директора футбольного клуба «Вентспилс» и его соратников в вымогательстве с применением насилия. Защита же полагает, что разоблачители сами были замешаны в неспортивном поведении - «сливе» игр для тотализатора, а когда это выяснилось, сфабриковали дело против руководства клуба, чтобы из-за скандала забылись их собственные провинности.
— Сейчас в футбольном мире огромное количество скандалов с тотализаторами, — пояснила нам позицию защиты адвокат Сергея Барковского Елена Квятковская. — Поэтому неудивительно, что с теми, кто пытается перебороть ситуацию, пытаются свести счеты.
«Тотализаторный скандал» с потерпевшими
Подозрительные игры, на которые ссылается защита, президент ФК «Вентспилс» Юрий Беспалов (ныне покойный) на пресс-конференции в 2010 году описывал так:
— В первом круге квалификации в Лигу чемпионов в первой игре против люксембургского Dudelange Витас Римкус допустил нетипично много технических и тактических ошибок. В третьем круге в игре против Цюриха сербский защитник Саша Цилиншек заработал необоснованное предупреждение. Из-за чего был вынужден пропустить матч со Швейцарией (1:2), где, в свою очередь, подозрительно слабо сыграл защитник сборной Денис Качанов.
Сразу после игры в Цюрихе я видел, что Цилиншек на трибуне доволен результатом. Подошел к нему и сказал — ты и двое твоих товарищей отстранены от игр команды. Их имена я не назвал, но все трое — Цилиншек, Римкус и Качанов — оставили команду, я их больше не видел. Никто не подошел ко мне со словами, что ничего плохого не делал, никто не оправдывался.
Беспалов напомнил, что по приглашению Цилиншека визу в Латвию получил руководитель азербайджанского тотализатора — серб Райко Джуричич. Авиабилеты были куплены за деньги Цилиншека.
Потерпевший: «Я не участвовал в тотализаторе»
Потерпевший Денис Качанов расценивает ситуацию иначе.
Он рассказал, что в конце августа 2009 года был отстранен от игр в «Вентспилсе», с которым у него был контракт до конца 2011 года, и переведен в «Транзит» (тоже команда ФК «Вентспилс», но уровнем гораздо ниже). Основание: несколько футболистов — он, Римкус и Саша Цилиншек играли на тотализаторе (то есть «сливали» игры своей команды с целью выигрыша). И по указанию Барковского ему сообщили: он должен за это 50 тысяч евро (то есть сумму трансфера самого Качанова).
Свое участие в тотализаторе Качанов категорически отрицал. Но, как он говорит, на тот момент он решил в Федерацию футбола он не обращаться, потому что не хотел огласки. Он продолжал тренироваться, несмотря на то, что сильно потерял в зарплате.
Он рассчитывал так: Римкусу дали статус «свободного агента» и компенсацию, и он, Качанов хотел того же. Но ему предложили поискать другой клуб, попутно позволив тренироваться в сборной Латвии. Так продолжалось до конца 2009 года. По его расчетам за это время клуб ему задолжал около 30 тысяч евро.
Далее, в начале 2010 года Качанов все же позвонил в Федерацию и попросил совета, после чего подал туда официальное заявление обо всем произошедшем. Вскоре после этого — в ночь на 12 января — сгорела его автомашина BMW X5. По мнению потерпевшего, это случилось отнюдь не просто так:
— Три года машина под окнами стояла, и ни царапины, а стоило написать заявление в полицию, как сгорела, — пояснил суду Качнов.
Про выбивание долга с мордобоем
В деле фигурирует также весьма запутанный долговой эпизод. Все началось с 5700 евро, которые Качанов ссудил товарищу по команде Космачеву. Расписка Космачева об этом имеется.
Правда, он давал в долг летом 2009 года сумму на тысячу с лишним меньше, чем указано в расписке, но такие условия предложил сам должник.
Потом на кредитора началось воздействие. Как рассказал потерпевший, некий Алексей Шакалиев по поручению руководства клуба потребовал отдать расписку, присовокупив угрозу – мол, отдай, и радуйся, что руки-ноги целы. А чуть позже Качанову передали «слух»: он сам должен клубу уже не 50 тысяч, а 250.
В январе 2010 года Качанов был на просмотре во Франции, где и получил SMS от Барковского, что тот ждет его в офисе клуба 30 января. В кабинете, кроме директора ФК «Вентспилс» Барковского, был также Эльмурзаев.
У него опять потребовали отдать расписку, сообщив, что уменьшат сумму трансфера, Качанов отказался, после чего Эльмурзаев велел ему написать, что тот к Космачеву финансовых претензий не имеет. Качанов снова отказался, после чего Эльмурзаев несколько раз ударил его по лицу.
После этого побитый Качанов поехал в Елгаву — на экспертизу. По его словам, в Вентспилсе он попросту побоялся это делать.
Затем было заседание Федерации футбола, и Барковский сообщил Качанову, что клуб в его услугах больше не нуждается (у того была серьезная травма ноги), но экс-защитник все же получает две зарплаты и статус свободного агента.
В ходе одного и заседаний суда на вопрос судьи Криста Лициса о сумме компенсации, потерпевший Качанов долго не мог дать однозначного ответа. В итоге, перебрав несколько сумм, назвал 15 тысяч латов за сожженную машину.
«Они угрожали, что наркоманы порежут мою семью»
Другой потерпевший Витас Римкус тоже рассказывал в суде ужасы, которым его подвергли. По его словам, у него вымогали деньги, автомобиль, а также долговую расписку по поводу долга футболиста Евгения Космачева. Конкретные угрозы ему высказывал некий Алексей Шихалиев. Футболист не сомневается: это было сделано по заданию директора клуба Барковского.
По словам Римкуса, в августе 2009 года нескольких игроков — его, Качанова и Сашу Цилиншека отстранили от игр без объяснения причин и перестали платить зарплату. Он лично дважды писал заявления руководству клуба с просьбой дать пояснения, но ответа не дождался. Затем последовала встреча с Барковским, во время которой Римкус сказал, что будет обращаться в Федерацию футбола Латвии. Римкус говорит, что хотел получить от руководства «Вентспилса» долг и статус свободного агента, ему же предлагали нулевой вариант. Но в январе 2010 года Римкус статус свободного агента все же получил.
Позже, уже в Москве, Римкуса встретил Алексей Шихалиев и предложил подписать бумаги, по которым Римкус оказывался должен клубу 40 тысяч евро (очевидно, сумму трансфера). Римкус отказался, сказав, что денег у него нет, на что Шихалиев пригрозил – мол, «тебе есть, что терять», и предложил по возвращении в Вентспилс отдать машину, расписку о долге Космачева (Римкус одалживал тому деньги, на момент разговора долг составлял 20 тыс. евро). По словам потерпевшего ему пригрозили: наркоманы порежут его семью, а самому футболисту сломают руки и ноги...
После этого Римкус пошел в полицию и написал заявление. Потому что угрозы Шихалиева он воспринял очень серьезно – мол, «видел еще одного футболиста — Цилиншека — после встречи с Шихалиевым, он трясся».
Во время допроса выяснилось также, что футболиста Римкуса уже обвиняли в сдаче игры. Правда, он не мог вспомнить, чем в тот раз дело закончилось.
И еще один интересный нюанс: защита поинтересовалась у Римкуса, откуда у него столько недвижимости (список в добрый десяток квартир и домов). Римкус в ответ «перешел в нападение» и спросил, не намекает ли защита, что деньги на это он получил благодаря тотализатору? И посоветовал внимательно изучить его богатую кредитную историю.
В завершение у Римкуса поинтересовались, какие криминальные действия по отношению к нему совершал Барковский? Римкус ответил: «Во всем чувствовалась угроза, он лишил меня средств к существованию, у меня забрали «Лигу Европы»! Я четыре месяца нервничал, все на нервах!»
С пленками разобрались
На прошлом заседании, которое состоялось год назад, суд назначил экспертизу плёнок с прослушками. Сейчас участники ознакомились с выводами экспертов.
— Проверка подтвердила, что на записях звучат голоса потерпевших и полицейских, — пояснила kriminal.lv адвокат Сергея Барковского Елена Квятковская.
Почему это было важно: по словам адвоката, пленки были предоставлены стороной обвинения. Однако почему-то в последнее время прокурор перестал приписывать разговоры потерпевшим, заявляя, что там голоса каких-то других людей. Защита решила это проверить и эксперты расставили все точки над «i»: все-таки говорят потерпевшие. В связи с этим один из них — Качанов — вызван на повторный допрос. Он состоится 16 декабря.
Для справки: 6 эпизодов вымогательства
В марте 2010 года были задержаны директор ФК «Вентспилс» Сергей Барковский, а также его будущие подельники Расул Эльмурзаев, Николай Гришунин и Сергей Фетискин.
Чуть позже им было предъявлено обвинение в 6 эпизодах вымогательства в группе с применением насилия и причинение телесных повреждений средней тяжести — 3 часть 184-й статьи УЗ (наказание по этой «групповой» статье – от 10 до 12 лет с конфискацией).
По мнению обвинения, Сергей Барковский и Расул Эльмурзаев всем руководили, остальные обвиняемые – были на второстепенных ролях. У потерпевших вымогали деньги – фигурируют суммы в 7200 латов, 10 000 долларов, 10 000 евро и т.д. (в сумме около 100 000 евро и 15 000 долларов) в духе лихих 90-х.
Отметим как важный нюанс: в апреле сайт ФК «Вентспилс» опубликовал три официальных письма – часть переписки между УЕФА, Латвийской Федерацией футбола и клубом. В них упоминаются матчи, во время которых Витс Римкус, Денис Качанов и Саша Цилиншек играли, как минимум, странно, и содержится просьба проанализировать некоторые моменты игр.
Обвиняемые свою вину не признают.