Эксперты не нашли в доме Березовского радиоактивных веществ. Однако пока не исключается, что его могли отрачить.
О причинах смерти Березовского можно будет говорить только после вскрытия, подчеркнули в полиции. «Было бы неправильно спекулировать о причинах смерти, пока не произведено вскрытие, — заявил инспектор Кевин Браун из полицейского управления долины реки Темза. — На данном этапе у нас нет никаких доказательств того, что кто-либо причастен (к смерти Березовского)».
Также, как передает Sky News, в ходе предварительного расследования полиции не выявлено, что в доме в английском графстве Беркшир, кроме Бориса Березовского, и его охранника, обнаружившего тело, был кто-либо еще. По данным телеканала, охранника уже допросили. «У нас нет каких-либо доказательств, чтобы предполагать, что замешана третья сторона», — заявили в полиции.
Sky News также сообщает некоторые подробности того, как было найдено тело. Выяснилось, что охранник забеспокоился, потому что не видел Березовского с вечера предыдущего дня. Взломав дверь ванной, которая была заперта изнутри, он увидел лежащее на полу тело.
Стало известно и то, почему Скотланд-Ярд вызвал на место происшествия экспертов-химиков и радиологов. Когда фельдшер, констатировавший смерть Березовского, выходил из поместья, у него работал личный электронный дозиметр (PED), которые широко используются аварийно-спасательными службами в Великобритании. Возможно, он включился случайно, но полицейские решили подстраховаться.
В итоге эксперты, работавшие на месте происшествия, не обнаружили каких-либо химических, биологических или радиоактивных веществ. «В свете выводов, сделанных сотрудниками, проводившими экспертизу на наличие химических, биологических или радиоактивных веществ на месте происшествия, большая часть оцепления вокруг дома снята, — цитирует ИТАР-ТАСС командира полиции Саймона Боудена. — По-прежнему ограничен вход на территорию владения».
Почему Березовский оказался на грани разорения
Пять лет назад Борис Березовский поставил на карту все. Подав иск в Лондонский суд к Роману Абрамовичу, он рассчитывал получить $5,6 млрд якобы недоплаченных ему за доли в «Сибнефти» и «Русале», — напоминает Forbes.ru. Но решение судьи Элизабет Глостер, которая не только отказала Березовскому в иске, но и назвала его лгуном, поставило бывшего олигарха на грань разорения.
Первыми тревогу забили адвокаты победителя. Ведь, проиграв, Березовский должен был возмещать судебные издержки, настаивали адвокаты Абрамовича. В общей сложности с проигравшего могли потребовать £40 млн, рассказывает один из бывших партнеров Березовского.
Юристы Абрамовича сомневались, что бывший олигарх способен заплатить такую сумму. Еще 31 августа после оглашения вердикта один из адвокатов обратил внимание судьи на то, что Березовский уже продал свое поместье в графстве Суррей и, похоже, начал распродавать активы. По оценке юристов, долги Березовского составляли около £200 млн. При этом не все займы обеспечены, так как практически все имущество давно заложено, утверждали они. В списке залогов, по словам собеседника Forbes, фигурирует раритетный Rolls-Royce, под который бывший миллиардер занял £500 000 у сына экс-президента Киргизии Максима Бакиева. Maybach Березовского тоже якобы заложен по кредиту.
Знакомые с ситуацией источники Forbes рассказывают, что у Березовского остался дом в Лондоне стоимостью £5 млн и недвижимость на юге Франции — Chateau de la Garoupe на мысе Антиб примерной стоимостью €300 млн. Именно такую оценку дают сегодня соседнему, немного меньшему поместью бизнесмена Сулеймана Керимова, который купил недвижимость у бывшего партнера Березовского Бадри Патаркацишвили в 2006 году за €230 млн. Но на продажу Chateau de la Garoupe, как говорят источники Forbes, наложены ограничения в связи с давними исками.
В лучшие времена Forbes оценивал состояние Березовского в $1,3 млрд. К концу 2004 года Березовский с Патаркацишвили получили от Абрамовича в общей сложности $2,7 млрд: $1,3 млрд («Сибнефть»), $585 млн («Русал»), $150 млн (ОРТ), $300 млн (в среднем по $50 млн в год с 1995-го по 2000 годы) и $377 млн, которые Патаркацишвили дополнительно выторговал в качестве доплаты за «Сибнефть». Кроме того, Абрамович говорил, что купил для Патаркацишвили самолет и несколько лет платил за его обслуживание. А Березовский якобы обращался к нему за деньгами на текущие расходы.
Существуют и более оптимистичные оценки прошлых богатств Березовского. В 2006 году Патаркацишвили и Березовский объявили о «разводе» (позднее Березовский говорил, что развод был фикцией, все активы на самом деле остались у Бадри, а он сам имеет право на половину активов). При разделе совместного имущества Березовского и Патаркацишвили активы каждого оценивались в $2 млрд, предполагает Эммануил Зельцер, адвокат одной из групп наследников Патаркацишвили, умершего в феврале 2008 года. Зельцер вспоминает, что Патаркацишвили тогда досталось больше активов, а Березовскому — денег.
Где же эти деньги? По словам знакомых Березовского, он привык ни в чем себе не отказывать. Зельцер говорит, что Березовский держал целую команду обслуживающего персонала: юристов, клерков, специалистов по PR, только охранников в лучшие времена было около сотни. Один из его водителей рассказал, что получал жалование £100 000 в год. Немалых средств требовало и содержание замков и прочей недвижимости. Много денег ушло на жен и детей. Своей второй жене Галине он по суду должен был выплатить от £100 млн до £200 млн.
Кроме того, Березовский тратил деньги на политические игры вне России. В свое время он уговорил Патаркацишвили баллотироваться в президенты Грузии, а в 2004 году финансировал «оранжевую революцию» на Украине.