24 Сентября 2024 17:16
Новости
  19:06    28.11.2012

Дело о контрабанде МиГов: Ратникова не дождались

Сегодня продолжается рассмотрение «дела Flaters». Процесс оказался громким. Что и понятно: латвийская фирма оказалась замешанной в контрабанде военной техники. Это у нас редкость... Главная проблема дела: никак не удается допросить ключевого свидетеля — фигуранта списка миллионеров Сергея Ратникова. В суде решили его больше не ждать.

Рассмотрение продолжается без Ратниква. Суд выслушал показания обвиняемого — Виктор Тарасенко,  процесс продолжится приближается  к прениям.

Чемодан-вокзал-Россия

На одном из прошых  заседаний выяснились интересные вещи. И в частности — «чемоданные». В нынешней экономической ситуации даже люди небедные вынуждены покидать Латвию. Так, в Германию перебралась столп латвийского бизнеса Иева Плауде-Релингере, в США — и уже давно уехал экс-премьер Вилис Криштопанс, Эрик Кажа. И этот список можно продолжать.

В суде выяснилось: известный в Латвии бизнесмен Сергей Ратников — тоже уехал. Он сейчас работает на чешскую авиакомпанию в России, фактически живет в Москве, заключает миллионные сделки. В общем, у него все хорошо.

В Латвии он в последнее время бывает редко, иногда приезжает к семье на выходные. Поэтому в суд для дачи свидетельских показаний по делу о контрабанде МиГов явиться не может.

Как подчеркнул представитель Ратникова адвокат Виестур Заулс, сейчас у его клиента напряженное время — идет несколько важных переговорных процессов.

Судья Силиневича:

— И что, по-вашему, работа — это достаточный повод не выполнять свой долг свидетеля?

Адвокат Заулс:

– Нет, но, как правило, даже если человек проживает в другом городе и не может приехать в суд, его показания просто зачитывают.

Тут возмутился защитник обвиняемого в контрабанде Виктора Тарасенко адвокат Юрис Дзелме:

– В показаниях Ратникова много противоречий. В некоторых случаях он вообще отказался говорить... Без допроса этого свидетеля мы вряд ли сможем объективно рассмотреть дело. К тому же Сергей Ратников — гражданин Латвии. А это значит, что в России он не может находиться более 90 дней (если, конечно, у него нет вида на жительство, о чем нам неизвестно). Найти возможность приехать в суд можно — самолеты из Москвы летают каждый день, начиная с 7 утра.

Судья Силиневича:

— Но неужели единственная возможность увидеть свидетеля — это назначить заседание на выходные?.. Хотя мне как-то пришлось зачитывать приговор в субботу, и ничего страшного в этом не было....

Тут прервем уважаемую судью, чтобы объяснить читателю, почему, собственно, Ратников не горит желанием явиться в суд, а защита его бывшего сотрудника Тарасенко так настаивает на появлении бизнесмена.

Обвиняемый Тарасенко: «Я действовал только по указаниям Ратникова»

Сейчас единственным подсудимым в этом деле о контрабанде является гендиректор фирмы Flaters Виктор Тарасенко. Но в начале следствия все было несколько иначе. После того как в Финляндии был задержан контейнер с деталями от  истребителя МиГ-29, был арестован и владелец фирмы — Сергей Ратников. Однако, отсидев в предварительном заключении 7 месяцев, Ратников оказался на свободе. И в итоге под суд отправился его подчиненный, который «сам принимал решения».

Хозяин фирмы по этому делу проходит только свидетелем.

Однако сейчас подсудимый настаивает: он был просто наемным рабочим и выполнял указания своего босса. С какой же тогда стати именно он должен отвечать перед законом?

Кроме того, по утверждению Тарасенко, у фирмы были документы, разрешающие сделку. Но как раз в то время изменилось законодательство и нужна была еще одна бумага. В это время владелец фирмы (то есть Ратников) и настоял на пересылке деталей, боясь штрафных санкций за нарушение сроков поставки.

— Фирма просто не смогла получить дополнительную лицензию, — говорит Тарасенко. – Но Ратников боялся  санкций от заказчика и поэтому настоял на отправке груза без нужных документов от Комитета по контролю за товарами стратегического назначения.

В общем, по мнению защиты, на скамье подсудимых должны находиться другие люди.

Суд сейчас пытается разобраться, кто же отдал «то самое распоряжение», но пока не может: Ратников на процессы не ходит.

Судья: «Давайте посмотрим видео»

Теперь вернемся в зал суда. На том же заседании, после некоторого раздумья, судья вспомнила о другой возможности увидеть свидетеля:

— А как насчет видеоконференции? С Европой у нас проблем нет. Возможно, получится устроить это и с Москвой.

На этой оптимистичной ноте участники процесса и разошлись до 13 февраля. Судья порекомендовала адвокату Заулсу убедить своего клиента найти возможность приехать в Ригу в нужный день. В противном случае, ему придется давать показания в московском суде с помощью видеоконференции.

Однако пока увидеть Ратникова не воочию, ни виртуально не удалось.

Свидетели: «Ратников сам все решал»

Что существенно: в суде уже есть подтверждение версии обвиняемого.

Так, одна из свидетельниц — переводчик фирмы Konkors Нина Карагодина, рассказала суду: фирма Flaters — дочерняя структура компании Ратникова Konkors. Flaters была зарегистрирована в Бангладеш как официальный поставщик запчастей для военных и гражданских воздушных судов.

— В Бангладеш объявлялся тендер на ту или иную поставку. Наш представитель отправлял в Ригу информацию о тендере. Со стороны Flaters требовался ответ, участвует компания в конкурсе или нет. Документы по тендерам, а также ответы на них мне иногда приходилось переводить, — пояснила свидетельница.

Далее участники процесса углубились в обсуждение вопросов полномочий в обеих компаниях.

— Кто давал вам задания о переводах? — спросила свидетельницу прокурор.

— Чаще всего давал задания Сергей Ратников, — ответила та. — Я работала на предприятие Konkors.

— Вы сами придумывали текст ответов, которые должны были давать, или вам их кто-то диктовал? — продолжил допрос адвокат подсудимого Юрис Дзелме.

— Нет, мне говорили, что нужно отвечать, чаще всего это делал г-н Ратников.

— Давал ли вам задания Виктор Тарасенко?

— Очень редко.

Впрочем, по словам свидетельницы, иногда она все же получала задания от представителей компании Flaters, в том числе и Виктора Тарасенко.

Далее ее попросили вспомнить случай, когда у бангладешской стороны возникли претензии по поводу невыполнения сроков поставки.

— Действительно, был такой случай, когда сроки очень задерживались.

— Ратников при этом выглядел озабоченным, обеспокоенным?

— Мне трудно сказать.

— Но почему вы не обращались к Тарасенко?

— Моим начальником был Ратников...

Для справки: о сути обвинений по «делу МиГов»

17 мая 2007 года после обыска сотрудники Полиции безопасности задержали владельца фирмы Flaters Сергея Ратникова и двух менеджеров компании — Владимира Кудрявцева и Виктора Тарасенко. Сообщалось, что арест произошел в рамках уголовного процесса, начатого 10 мая 2007 года на основании 3-й части статьи 190.1 Уголовного закона — перемещение через границу Латвии товаров и веществ, оборот которых запрещен или специально регламентирован. В случае с компанией Flaters речь шла о комплектующих для боевых самолетов.

Далее уточнялось: Flaters попала в поле зрения правоохранительных органов еще годом ранее. Тогда по просьбе Полиции безопасности в Финляндии был проверен ее груз и в пяти контейнерах обнаружились комплектующие для военных самолетов, в частности, российского реактивного истребителя МиГ-29. Впоследствии аналогичные детали, импортером которых являлись ВВС Республики Бангладеш, были найдены на складе Flaters в Рижском аэропорту. После того как полиция удостоверилась, что «детали» представляют собой блок лазерного наведения, определения цели и управления ракетами «воздух — воздух», блоки питания, фильтры, транзисторы и микросхемы, Ратников и двое менеджеров были взяты под стражу и помещены в следственный изолятор Рижской центральной тюрьмы.

Причиной ареста стали не сами комплектующие, а отсутствие лицензии на эту сделку. Поясним: покупать, продавать и перевозить товары стратегического назначения, к коим относятся и вышеупомянутые детали к самолетам, латвийское законодательство позволяет при двух условиях: компании необходимо иметь общее разрешение (лицензию) Минобороны на экспорт, транзит и импорт грузов спецназначения; и дополнительную лицензию Комитета по контролю за товарами стратегического назначения (структура МИДа), выдаваемую на каждую экспортную, импортную или транзитную сделку.

Лицензия Минобороны за номером 22 у компании Flaters была. Но вот разрешения от Комитета по контролю за товарами стратегического назначения на поставку деталей в Бангладеш — не было.

Из нашего досье

Сергей Ратников — человек в Латвии известный. В 2003 году он впервые попал в список латвийских миллионеров журнала Klubs. Однако в 2005 году из него выпал из-за неких «финансовых трудностей».

Бывший полковник Советской армии, совладелец ООО Flaters и ООО Konkors. О последней в своем интервью kriminal.lv Ратников рассказывал:

— Компанию я создал еще в 91-м году. Начинали мы с посреднических услуг, занимались авиаперевозками (когда в airBaltic было всего несколько самолетов, у нас уже было 9 воздушных судов).

К 2003 году было принято решение заниматься техническим обслуживанием самолетов. Ранее я купил недостроенный ангар в аэропорту и заключил с ним договор аренды 4,5 гектара земли. И начал развивать проект, понимая, насколько это перспективно: airBaltic закупал западную технику, а она требует технического обслуживания только в ангарах (это требование эксплуатационных документов). К строительству мы приступили только в 2004 году. Но, к сожалению, не хватало средств. Я начал работать с банками, но никто не хотел откликнуться. Для всех еще были свежи воспоминания о Latvijas aviolinijas, после краха которой были проблемы с продажами самолетов. Банки с опасением смотрели на мой проект. Единственным банком, который откликнулся, был Aizkraukles banka. Мы очень хорошо поговорили с Олегом Филем, и он рискнул.

Как фанат неба, в начале 2000-х Сергей Ратников создал в Латвии нечто вроде музея авиации — в гостинице Sky High, расположенной в 150 метрах от аэропорта «Рига». Получилось это так: Ратников во время поездки в Прагу набрел на клуб авиаторов. И решил повторить увиденное в Риге. К делу подключилась вся семья — отец Сергея, Сергей Владимирович, генерал, естественно, авиации, занялся спортивной стороной — на оборудованных неподалеку от гостиницы кортах он регулярно устраивал соревнования по теннису. Ну а к клубу-ресторану приложилась женская рука — его президентом стала супруга Сергея Марина Ратникова, в прошлом стюардесса «Аэрофлота».

В своем клубе-ресторане семья Ратниковых с гордостью демонстрировала экспонаты, начиная от костюма летчика-истребителя и внушительного биплана, созданного на заказ, заканчивая... летящей вороной.

В Pilots club побывало немало именитых гостей — поиграл на кортах в теннис Никита Михалков, полетал на самолетике авиакомпании летчик и шоумен Леонид Якубович, поиграл на гитаре Андрей Макаревич, оставил автограф Олег Меньшиков.

Известно, что Сергей Ратников дружит с актером Николаем Караченцовым. В 2005 году он даже организовывал приезд пострадавшего в автоаварии актера на лечение в Яункемери.

На фото: Сергей Ратников и гостиница Sky High.

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • ЧП: от дифтерии умер 4-летний мальчик: кто виноват? (2)

    Несмотря на усилия врачей, в нынешний понедельник - 16 сентября, в реанимации Детской клинической университетской больницы (ДКУБ, BKUS) скончался четырехлетний мальчик из Видземского региона, заболевший дифтерией.
  • Помощь: подводные камни льгот по электричеству

    Как выяснил омбудсмен, значительная часть латвийцев - более 50 тысяч человек, сейчас не получают положенных им скидок на электроэнергию.
  • Штрафы: новые облавы для лихачей

    С октября фиксировать превышение скорости на рижских улицах будут также сотрудники Рижской муниципальной полиции (РМП) — с помощью радаров, которые установлены на 3 новых не трафарированных машинах.

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии