По следам «Цыганки с ребенком»
История началась в 2006 году. В полицию обратилась Екатерина Долгова, известный российский искусствовед и галерейщик, которая покупала картины русских мастеров старой школы по поручению коллекционера Виталия Паскаля. По ее словам, события разворачивались таким образом
В ноябре 2006 года её знакомый Александр Белиловский (гражданин Германии) предложил приобрести ранее неизвестную картину Карла Гуна «Цыганка с ребенком». Полотном владели Беликовский и Ивонна Вейхерте сообща.
Карл Гун на тот момент был в моде — за месяц до этого на аукционе «Кристи» за 800 тыс. долларов была продана его картина «Одалиска». «Цыганка с ребенком» коллекционеру понравилась, так что была назначена личная встреча с Вейхерте. Она состоялась в феврале 2007 года.
Там же клиенту передали и заключение экспертов Ассоциации экспертов художественных и антикварных предметов Латвийской Республики на русском языке, в котором чёрным по белому значилось: «Результаты исследований данного образца подтверждают полное соответствие технологии XIX века без позднейших вмешательств. Буквы подписи находятся над слоем живописи без промежуточного слоя лака». Эксперты не случайно акцентировали своё внимание на подписи — дело в том, что последнее время участились случаи мошенничества, когда подпись известных авторов подрисовывают на работы неизвестных художников. Но какие могут быть сомнения после такого авторитетного заключения? И сделка состоялась. За картину её владельцы сначала запросили 850 тыс. долларов, но покупателю удалось сбить «прайс» до 520 000.
Чемодан с наличными за подделку
Белиловский настаивал, что сумма должна быть выплачена в Риге и непременно наличными. Для клиента это проблем не составило, так что сделка состоялась и картина со всеми положенными формальностями отбыла в Москву.
И тут выяснилось: такая же картина в 2006 году продавалась на выставке Massol в Париже. Однако там в качестве автора малоизвестного произведения был указан Карл Адольф Гугель. Причем цена картины составляла всего лишь 5000 евро. Картина называлась «Итальянка с ребенком». В правом нижнем углу красовалась подпись автора — «Гугель.
Позже новые владельцы провели повторную экспертизу в Третьяковской галерее, где хранится целый ряд работ Гуна. Эксперты признали, что картина действительно была написана во второй половине XIX века (а точнее, в 1871 году), но подпись автора подделана. Работа принадлежит кисти другого профессионального автора, возможно, из окружения Гуна. А подпись относится ко времени, когда картину реставрировали, то есть спустя 100 лет после смерти Гуна. Это же подтвердили и в лаборатории Art Consulting.
Начались разбирательства с продавцами. Понятное дело, покупатель потребовал вернуть деньги. И Ивонна Вейхерте даже поначалу согласилась вернуть свою половину (вторая половина картины, как мы помним, принадлежала Белиловскому). Но позже отказалась от своих слов и предложила компенсацию другими картинами. Однако это уже не устроило покупателя.
Так что Екатерина Долгова отправилась в латвийскую полицию с заявлением о мошенничестве — ведь именно из её кармана обманутый коллекционер получил возмещение ущерба.
Мнения экспертов разошлись
До сих пор не совсем понятно, как латвийские эксперты просмотрели фальшивку. Ведь российские специалисты пришли к выводу, что подпись автора подделана — она «пририсована» к полотну намного позже и находится в слоях реставрационного лака.
Полиция допросила наших именитых специалистов по искусству и выяснилось, что некоторые остались при своем мнении — картина подлинная и принадлежит кисти Гуна. Так, известный антикварщик Артур Авотиньш говорит, что при виде картины он был убежден: это работа Гуна. Что же до выводов российских экспертов — такие противоречия между нашей и их экспертизой не редкость. Г-н Авотиньш заключил, что лично сам доверяет компетенции латвийских специалистов.
Ещё ряд искуствоведов пришли к выводу, что композиция и стиль картины соответствует работам Гуна.
Однако сотрудници Латвийского национального художественного музея сомневались в подлинности картины. Одна из сотрудниц — Ксения Рудзите, в частности, указывает: массивность и жесткость картины не соответствует стилю Гуна. Другой эксперт музея уже в 2009 году, отвечая на запрос Интерпола, отметила схожесть картины с работами Гугеля.
Однако президент Ассоциации экспертов художественных и антикварных предметов Эдуард Клявиньш настаивал на правильности своей оценки. Когда начался скандал, он и другие специалисты стали сраванивать фоторепордукции упоминавшихся картин — «Цыганку с ребенком» и «Итальянку с ребенком». Они пришли к выводу, что у работ совпадает только общий контур. В то время как множество деталей — разные.
Однако российские эксперты были непреклонны: «Цыганка с ребенком» — это не работа Гуна. Это подтвержал и химический анализ, и искусствоведческий.
«Какие деньги?»
Любопытно, что все время, пока шло разбирательство, Белиловский отрицал, что вообще получил свою половину денег. Он утверждал, что к картине отношения не имеет. По его словам, именно заявительница Долгова попросила его сыграть роль владельца картины, чтобы продать её Паскалю. Позже он подписал у нотариуса документ, что получил оплату за сделку, но реальных денег так и не видел.
Однако ему так и не поверили: 12 октября 2010 году Московский городской суд вынес приговор в отношении Белиловского. Гражданин Германии был признан виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и приговорен к 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима.
В Латвии «состава преступления» не обнаружено
Что же произошло с «делом Ивонны Вейхерте»? Дама терпеливо проходила через все допросы и очные ставки. Её телефон оказался на прослушке, записывал разговоры с ней и обманутый клиент. Но в итоге следователи пришли к выводу: нет никаких доказательств тому, что Вейхерте заранее знала, что картина подделана.
Итог: уголовный процесс против неё был закрыт.
\\\\
Искусство и криминал
* В нашей стране уголовные дела в сфере искусства, как правило, связаны со случаями краж картин. Поэтому неудивительно, что минувшей осенью ажиотаж вызвала новость о возвращении произведении, украденного 20 лет назад. Речь идет о картин Александра Хейбелса «Святое семейство», похищенной из Латвийского национального художественного музея 12 июня 1992 года. До последнего времени о картине ничего не было слышно. Однако внезапно она появилась на рынке предметов искусства. Поступила информация от работника музея: частное лицо предлагало экспертам, которые занимаются оценкой аутентичности художественных произведений, оценить эту работу. В итоге «Святое семейство» удалось вернуть в музей.
* В феврале 2012 года в Пиебалгское краевое хранилище художественных ценностей Gaujas Krasti (волость Зосену) проникли воры, похитившие три картины. В числе похищенных работ полотно «Анна» кисти Волдемара Тоне, «Городская окраина» Яниса Циелавса и «Дом Черноголовых» Екаба Страздиньша
В ходе кражи злоумышленники повредили (порвали и бросили на пол) еще несколько произведений искусства. Воров удалось быстро задержать. Ими оказались парни 24 и 25 лет. При обыске у них изъяли две картины — «Анна» и «Городская окраина». Эксперты Латвийского Национального художественного музея оценили полотна в 6000 латов, а преступники сдали их в рижский ломбард за 50 латов.
В розыске до сих пор находится картина «Дом Черноголовых». Техника исполнения — картон, гуашь, размеры 104,5x75,5. Преступники пояснили, что выбросили картину в районе многоэтажек в Иманте.
* Осенью 2010 года в Валмиере неизвестные грабители украли сразу четыре картины. Однако автор похищенных полотен и владельцы отказались от начала уголовных дел, предлагая жителям задуматься о моральном аспекте самого факта кражи. На одной из украденных картин, которая до этого находилась в читальне пансионата «Валмиера», был изображен осенний пейзаж с плавающими лебедями, на другой (которая висела в коридоре) – городские здания. В то же время в конце сентября из центра «Атвасара» пропали картины художника Яниса Дзинтарса Звирбулиса. На них были изображены пейзаж и цветочная композиция.
* В декабре 2009 года в Риге воры позарились на работу Мартиньша Круминьша «Сен-Мартенский канал. Париж». Эту картину педагог Агенскалнсской творческой студии написал в 2008 году. Перед пропажей картина выставлялась в галерее в пассаже «Бастея».
В том же году из галереи Ten в Лиепае кто-то унес картину с тюльпанами, стоимостью 130 латов. Кража произошла среди бела дня. Работник галереи отошел и не услышал колокольчик, который сообщает о приходе нового посетителя. Посетитель этим воспользовался.
На снимке: спорная «Цыганка с ребенком», Ивонна Вейхерте.