Из иска следует, что Мирский назвал фашистами с трибуны Европарламента тех, кто организовал сбор подписей за образование только на латышском языке.
Истцы хотят, чтобы были отозваны порочащие их честь и достоинство высказывания, а также возмещен моральный ущерб в размере 500 латов.
Мирский со своей стороны утверждает, что заявил следующее: «Только нацисты и националисты могут прийти к мысли закрыть в Латвии русские школы», в чем можно убедиться, посмотрев стенограмму заседания.
Сегодня заседание начать не смогли: ответчик подал пояснения, с которыми захотели ознакомиться истцы. Процесс перенесен на 4 июня. Однако Александр Мирский попросил премьер-министра Валдиса Домбровскиса оценить возможность остранить Гайдиса Брезиньша с поста министра юстиции на время разбирательств.Вот, что он сообщил нам в этой связи:
— 16 апреля прошлого года на пленарном заседании Европарламента я заявил, что невозможно закрыть в Бельгии немецкие или фламандские школы, потому что там три госдураственных языка, нельзя закрыть в Германиии французские школы и т.д. А требовать закрыть русские школы в Латвии могут только нацисты или националисты.
Заметьте, в моей речи не было указания имен или партий. Но депутаты Гайдис Берзиньш и Райвис Дзинтарс сами себя изобличили. При этом, они заявили, что я назвал их фашистами. Однако я-то знаю разницу между нацистом и фашистом. Нацизм – это преобладание одной нации над другой по какой-тому признаку, к примеру, ширине бедер или цвету глаз.
Однако эти господа, видимо, хотели попиариться за счет этого иска. Сейчас все юристы смеются над ним, ибо даже студент-первокурсник Юридического факультета ЛУ понимает: его не выиграть.
Когда Гайдис Берзиньш стал министром юстиции, он должен был иск отозвать. Он этого не сделал. Поэтому сейчас мы имеем такую ситуацию: министр юстиции пытается повлиять на депутата Европарламента, используя административный ресурс. Ведь все судьи Латвии получают зарплату в Министерстве юстиции. О сложившейся ситуации я сообщил премьер-министру Валдису Домбровскису, указывая на возможный конфликт интересов и то, что министр, возможно, использует служебное положение в корыстных целях.
На время рассмотрения иска я попросил отстранить министра от должности.
Есть ещё один момент: по европейским регулам на депутата Европарламентаи нельзя подавать в суд, если он высказывает свое мнение или мнение своего электората. Так что я сам мог бы подать в суд на г-на Берзиньша, но делать этого не буду, чтобы не усугублять весь этот политический цирк.
— Сейчас г-н Берзиньш выступает позорной точкой опоры всего нашего правительства, своими действиями он опускает его ниже плинтуса, — считает г-н Мирский.