На предыдущем заседании, которое состоялось 12 августа, прокурор предоставил обвиняемым исправленные согласно последней редакции тексты обвинений.
Итак, на скамье подсудимых: Алексей Приходько, Артём Кузьмин, Кирилл Панамарюк и Николай Карпов. Все четверо ходят в суд самостоятельно, к ним применена мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. Изначально им вменялись 2-я и 3-я части 176 ст. УЗ — грабёж. Одному из них — Карпову — более мягкая статья — 1-я часть 180 ст. — кража и присвоение в небольшом размере. Дело ведёт судья Майя Милтиня.
«Хотелось побыть бандой»
Сначала злоумышленники (ныне — обвиняемые) нападали на своих ровесников, но затем решили грабить и взрослых. Действовали как в фильмах — натягивая на лица маски, а угрожали газовым пистолетом.
В феврале 2011 года полицейскими были задержаны три участника подростковой банды (старшему на тот момент было 16 лет, остальным – по 15 и 13), еще трое подозреваемых были задержаны после — их личности также были оперативно установлены.
Что интересно: все малолетние преступники — выходцы из семей отнюдь не из бедных. Свое желание поиграть во взрослые криминальные игры объяснили просто – «хотелось побыть бандой».
Позже было выяснено, что «старшей жертвой» подростков стал 30-летний мужчина. Во время его ограбления подростки использовали маски, чтобы никто не запомнил их лица.
В 2010 году похожая банда малолеток, промышлявшая мелкими грабежами, была задержана в центре Риги. Их дело дошло до прокуратуры, летом прошлого года состоялся суд, по итогам которого все обвиняемые получили условные сроки.
Нападения отличников
Ядро этой группы составляли подростки в возрасте от 15 до 18 лет. Все с хорошими и даже отличными оценками учились в рижских средних школах и техникумах. Но после уроков домой или на тренировку не спешили.
Место их «стрелки» было неизменным – здание Оперы у городского канала. Школьники выкуривали сигаретку, выпивали пива и шли грабить рижан.
Далеко им ходить не приходилось – налеты на прохожих совершались в парках и скверах центра с 14.00 до 18.00 ежедневно. И только ради одного эпизода они рискнули заглянуть в Старую Ригу после 23.00.
Дети разведеных родителей...
Портреты семей задержанных похожи как один – родители много работают, большая часть разведена, они создали новые семьи, где родились маленькие дети. А на подростков зачастую у родителей просто не хватало времени. Внешне все выглядело нормально: одеты-обуты-накормлены, даже учатся хорошо.
Оценивая подобные дела, психотерапевт Ансис Юргис Стабингис советовал причины такого агрессивного поведения детей искать глубже. По его мнению, вся проблема в хроническом и систематическом невнимании родителей.
Подростки лишь проверяют границы, за которые можно заходить. А если их никто не одергивает и не останавливает, они могут зайти слишком далеко, превратившись в малолетних преступников-рецидивистов.
Промежуточный финиш
Отметим, что дело начинал вести прокурор Николаев, однако он вышел на пенсию. Сейчас данное дело перенял его коллега Алексеев.
Начать в прошлый раз судебные дебаты помешали две вещи — смена гособвинителя (не успел подготовить речь) и, как следствие вступления в силу поправок в Уголовному закону, желание обвинителя изменить статьи УЗ, инкриминируемые обвиняемым.
Он попросил у суда перерыв, чтобы изменить инкриминируемые трём парням — Приходько, Кузьмину и Панамаренко — статьи, смягчив их (с 3-й части 176 ст. на 2-ю). Помимо этого гособвинителю требуется время, чтобы подготовиться к дебатам.
Судья Милтиня согласилась с просьбой прокурора.