3 Мая 2024 18:32
Новости
  20:52    5.10.2010

«Цифровая афера»: Шкеле признался, что хотел быть акционером

Но денег не хватило... Сегодня в Рижком окружном суде продолжили допрос Андриса Шкеле, начатый месяц назад — ещё до выборов. По версии Шкеле, у него был свой интерес к сделке с английской фирмой Kempmayer Media Limited — он хотел получить 50% акций. Однако ему не хватило денег: «Я был готов заплатить не более, чем миллион долларов за контрольный пакет», — заявил свидетель.

Шкеле: «Я хотел половину акций»

В начале сегодняшнего допроса прокуроры поинтересовались у Шкеле, знаком ли ему обвиняемый Кокинс.

— Да, Улдиса Кокинса я знаю с конца 90-х годов. Мы обсуждали с ним проект введения в Латвии цифрового телевидения. Он являлся специалистом по налогам и законодательству, мог знать ответы на многие вопросы.

Потом Шкеле заявил, что до заключения договора с английской фирмой Kempmayer Media Limited в 2002 году им не удалось получить желаемую долю, так как акционеры завышали цены. Политик не скрывал, что у него был свой интерес и он хотел получить от сделки 50% акций, но сразу не мог это реализовать.

— Я не был готов платить за контрольный пакет более миллиона долларов.

— Из каких источников вы узнали об этой компании? – продолжили допрос обвинители.

— Мне предложили участвовать в этом проекте ещё в конце 2000 года. Андрейс Экис был одним из тех, кто рассказал мне о нём. Я уже тогда понимал, какой это значительный проект и что он несёт для Латвии, я старался разобраться в этом. А потом я ознакомился со всеми деталями и пунктами договора.

— Что вам было известно о 55-миллионных инвестициях, указанных в договоре?

— Я сомневаюсь, что именно это было указано в договоре между Kempmayer Media Limited и Центром цифрового телевидения и радио. Данная сумма являлась вложениями.

После этого Андрис Шкеле рассказал о дочернем предприятии Kempmayer Media Latvia:

— Оно было необходимо, чтобы развивать в Латвии этот бизнес. По закону ни не могли работать без этого на нашем рынке. В 2002 году целью компании было введение 300 тысяч подключений в нашей стране, также планировалось подключать всех желающих жителей абсолютно бесплатно.

Затем прокуроры перешли к состоявшемуся 16 ноября 2002 года собранию акционеров.

— Кто участвовал на том собрании?

— Я, присяжный адвокат Янис Лозе, представляющий мои интересы, и Майкл Нейгл. Харийс Кронгорнс присутствовать не смог, хотя собирался.

— С конца 2000 года до ноября 2002 года кто-то ещё знал о вашем желании иметь большинство акций в проекте?

— Не смогу точно сказать, но думаю, что работники компании Kempmayer Media Limited знали. А в Латвии не знали, наверное. Кронгорнс, скорее всего, тоже был не в курсе.

"Цифровое ТВ хотели подключать бесплатно"

По словам Андриса Шкеле, изначально планировалось, что цифровое телевидение в Латвии будет для всех подключено бесплатно.

— Однако в итоге был принят более простой путь, из-за которого тысячи жителей вообще остались без возможности смотреть телевизор, — заявил он.

 

"К проекту отнесся настороженно"

В прошлый раз прокуроры задавал Шкеле вопросы по проекту внедрения цифрового телевидения, его отношениях с Юргисом Лиепниексом, адвокатом Янисом Лозе и руководителем телеканала LNT Андрейсом Экисом («ЗаЛЛ»).

 

Напомним, что в прошлый раз прокуроры задавал Шкеле вопросы по проекту внедрения цифрового телевидения, его отношениях с Юргисом Лиепниексом, адвокатом Янисом Лозе и руководителем телеканала LNT Андрейсом Экисом.

Как пояснил Шкеле, вначале к проекту цифрового телевидения, о котором ему рассказал Лиепниекс, он относился сдержанно — он просто не осознавал его масштабов. Лиепниекс рассказал ему, что у него есть иностранный клиент для реализации проекта, и Шкеле допускает, что речь шла о Kempmayer Media Limited.

Шкеле также заявил, что у него был интерес к приобретению Kempmayer Media Limited и участии в проекте — если бы он мог получить контрольную долю. Но он не был уверен, что это возможно, поэтому в его интересах действовал Майкл Нейгл.

Лидер Народной партии также утверждал, что Тони Фланаган ему неизвестен (это бывший исполнительный директор Kempmayer Media Limited), он никогда не встречался с этим человеком.

Кредитные миллионы Экиса суд не заинтересовали

На прошлом заседании суд планировал решить, стоит ли по просьбе прокуратуры запрашивать документы о многомиллионном кредите шефа LNT Андрейса Экиса, а также о его обязательствах перед Hannu digital, которая раньше называлась Kempmayer Media. В итоге было решено просьбу обвинения отклонить — документы запрашивать не будут.

Что интересует обвинение

Напомним, что Рижский окружной суд принял решение допросить Шкеле 14 июня по требованию прокурора Эдвина Пиликсерса. Незадолго до этого к материалам дела были приобщены документы, из которых следовало, что частично в получении выгоды по многомиллионному заказу на внедрение цифрового телевидения, который получила фирма Kempmayer Media Limited (Kempmayer), была заинтересована семья Шкеле — дочери и бывшая супруга.

Как заявил нам г-н Пиликсерс, у него возникли дополнительные вопросы к Шкеле после показаний других свидетелей по делу.

По словам г-на Пиликсерса, основных блоков вопросов к Андрису Шкеле у него два. Один из них относится к деятельности фирмы Uzņēmumu vadība un konsultācijas, владельцем которой числился Андрис Шкеле. А точнее — вопросы будут касаться деятельности работника этой фирмы Харийса Кронгорнса в 2002—2003 годах. Второй блок будет касаться показания свидетеля Майкла Нейгла и обвиняемого Юргиса Лиепниекса.

Про Кронгорнса, Шкеле и предмет допроса

Подсудимый Кронгорнс был главой Uzņēmumu vadība un konsultācijas, владельцем которой, в свою очередь, был Андрис Шкеле. Связь между этим предприятием и ее руководством и владельцем, а также договором на сумму 53,5 млн долларов США между государственным АО Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC) и зарегистрированной в Великобритании компанией Kempmayer Media Limited предстоит установить судебному следствию.

До этого в рамках дела допрошено уже более 60 свидетелей, а в целом показания должны дать почти 120 человек. Ни один из 20 обвиняемых по делу о цифровом телевидении своей вины не признает.

Напомним, в рамках этого дела стала известна связь между трастовой компанией Андриса Шкеле The Yew Tree Trust и проектом Kempmayer. Это подтверждает документ, подписанный представителем расположенной в Гернси управляющей компании Guernsey International Trustees Майклом Нейглом, свидетельствует информация портала Delfi.

В частности, в документе сказано, что в 2003 году Нейгл встречался с Янисом Лозе и Харийсом Кронгорнсом, причем особо отмечается, что Лозе является адвокатом Андриса Шкеле.

Согласно этому протоколу, Шкеле является основателем компании The Yew Tree Trust — он вместе с Лозе и Кронгорнсом посетил Гернси для создания этого предприятия. «Первоначальное и последующее финансирование для The Yew Tree Trust поступало от компании Abacus», — сказано в протоколе. Между тем Abacus — компания, которая в конце 1990-х годов управляла трастом, в который входило имущество Ave Lat Grupa. Шкеле в обмен получил ставший уже легендарным вексель на 29 млн латов.

В документе также сказано, что Шкеле не является получателем блага The Yew Tree Trust, однако им являются его бывшая жена и дочери.

Нейгл в протоколе записал, что The Yew Tree Trust первоначально (через другое британское предприятие Ratcliff) принадлежало 25% капитала Kempmayer Media Ltd. Позже эта доля была передана компании Sterling Securities Limited.

Согласно другим документам, имеющимся в распоряжении Delfi, допрос Нейгла в августе 2007 года проводился по запросу латвийских правоохранительных органов. В ходе допроса Нейгл заявил, что встречался со Шкеле, который «является влиятельным бизнесменом, который раньше был премьер-министром». Он подтвердил, что компания Guernsey International Trustees в 2002 году управляла схемой, при помощи которой Yew Tree Trust, Hanbey Investments и Ratcliff контролировали имущественные права над Kempmayer. Последнее предприятие является ключевым во всем «дигиталгейте».

В 2000 году Латвийский государственный центр радио и ТВ (LVRTC) создал дочернее предприятие DLRTC, которому вскоре было передано 23% акций оператора мобильной связи LMT. Целью создания DLRTC было введение цифрового ТВ в Латвии. В 2002-м DLRTC и Kempmayer подписали договор на сумму 53 млн долларов о реализации проекта цифрового ТВ.

Однако в 2003 году к власти пришла партия «Новое время», и премьер Эйнар Репше призвал к расследованию этой схемы. Осенью 2006-го Третейский суд Международной торговой палаты признал договор не имеющим силы. В октябре того же года выяснилось, что глава бюро премьера политтехнолог Юргис Лиепниекс был директором Gedney — компании, которой в 2000 году принадлежало 50% капитала Kempmayer.

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии