Причиной всему, как выяснилось, стали ошибки проверяющих.
За «фиктивную фирму» дали 5 лет
Артура Крастиньша в свое время осудили на пять лет тюремного заключения и в зале суда надели наручники. Однако приговор был вынесен на основе неполных доказательств, в свою очередь, отчет о налогах, являющийся одним из главных доказательств, был составлен на основе выборочных материалов, отмечает защита.
И вот, через три года, проведенных в тюрьме, Крастиньш был освобожден — суд постановил провести повторную бухгалтерскую проверку.
По версии обвинения, Крастиньш имел отношение к созданию двух фиктивных фирм - ООО «BB Transmet» и ООО «Selonika» — и затем к фиктивным сделкам, которые связаны с лесами. В деятельности этих фирм государству был причинен ущерб в размере неполных 70 000 латов, посчитал прокурор Виктор Ратник.
Документы проверяли поверхностно
Защитник осужденного Екатерина Барере отмечает, что большая часть собранных во время досудебного расследования материалов дела была добавлена только после проведенного подсчета налогов, однако ни прокурор, ни суд первой инстанции новые документы не проверили.
Лишь на втором заседании по рассмотрению апелляции прокурор удостоверился в том, что в обвинение должны быть внесены поправки.
Далее, свидетельница Эвия Миронова — СГД, которая проводила подсчет налогов для упомянутых фирм, указала в суде, что подсчет был проведен на основе документов, которые ей предоставила финансовая полиция, а также с использованием базы данных СГД. Она также пояснила, что дополнительные документы — договора с лесничествами и частными лицами, которые свидетельствовали бы о том, что фирмы действительно занимались хозяйственной деятельностью, а не имитировали ее, изначально не были доступны. Однако новые документы могли бы повлиять на окончательный результат.
Поэтому адвокат Бареер высказал просьбу к суду провести перерасчет налогов — только на этот раз с учетом поданных дополнительных материалов, которые прояснили бы деятельность фирм конкретнее. Суд просьбу удовлетворил и отменил меру пресечения — заключение.
В итоге было установлено, что первый приговор был вынесен ошибочно.
Единственный, отсидевший срок за неуплату налогов
Крастиньш до сих пор был единственным человеком в Латвии, который за неуплату налогов отбывал наказание в виде лишения свободы.