Громкое дело
Все началось в 2006 году, когда в Государственной пожарно-спасательной службе (ГПСС) приняли нормативный акт о дежурствах. С той поры перерывы на отдых, которые пожарные проводят на рабочем месте, не считались их рабочим временем. Это решение позволило ведомству не доплачивать спасателям около 10,2% от зарплаты. К слову, смена работников пожарной службы длится даже не сутки, а 24,5 часа, потому что полчаса отводится на пересменку.
Пожарный Раймонд Кучинскис десять лет назад вступил в борьбу с действующим порядком. Сначала переписывался с начальством, а когда это не принесло результатов, в 2012 году подал иск в суд. И вот 16 июня Верховный суд постановил, что пожарный прав, только за три года ГПСС недоплатила ему 1800 евро.
Впрочем, решение суда касается только самого Раймонда. Оно не распространяется на остальных пожарных автоматически, но может вызвать «эффект лавины». Это случится, если компенсации через суд потребуют и остальные 2700 огнеборцев, а также работники погранохраны и управления мест заключения. Всего перерасчета могут запросить около шести тысяч человек.
Кому нужна правда?
После того, как широкой общественности стало известно о победе лиепайского пожарного, в «МК-Латвию» стали поступать звонки и письма от его коллег со всех регионов. Казалось бы, справедливость восторжествовала, остальным пожарным остается также пойти в суд и получить честно заработанные деньги. Но никто из огнеборцев не думал о возможной доплате.
- Кучинскис доказал, что нас целенаправленно несколько лет обворовывали, - считает пожарный Рихард, - ведь МВД выделяло деньги на оплату наших перерывов, а начальство пожарным не платило. Спрашивается, кто подписывал такие акты, кто получал наши деньги? Не испарились же эти десятки миллионов! Поскольку к этому приложили руку серьезные чиновники, то историю наверняка замнут.
Бунтарь из Лиепаи разворошил осиное гнездо, поэтому сами бойцы ГПСС ждут неприятных перемен по службе. В частности, по пожарным частям ходят слухи о перемене графика работы всех спасателей.
- Недавно бойцам нашей части сказали следующее: «Если пойдете в суд за компенсациями (как Раймонд Кучинскис), то переведем вас на 12-часовые смены», - продолжает Рихард.
Такой поворот вызывает нервозность среди личного состава огнеборцев.
Удобный график
Сегодня пожарные выходят работать по графику «сутки через трое». Как считает пожарный Владимир, это самый оптимальный вариант как для службы в целом, так и сотрудников в частности.
– В пожарные люди идут по разным причинам. В составе есть студенты и люди, которым нужен хоть какой-то заработок, потому что бывшую работу они потеряли. Многие из них приходят в ГПСС на время, но остаются навсегда. Пока у пожарного нет семьи, зарплаты на жизнь хватает. В пожарно-спасательной службе есть стабильность, социальные гарантии и сознание того, что ты занимаешься настоящим мужским делом. По этим причинам многие наши бойцы становятся фанатами своего дела, - продолжает Владимир.
Но когда пожарный заводит семью, выясняется, что, чтобы прокормить жену и детей, одной преданности своему делу мало.
- Мы не от жадности так говорим, а потому что должны платить за коммунальные услуги, покупать продукты, одежду и обувь для себя и детей. Как это сделать, если средний пожарный в Латвии получает 520-580 евро? Никак! По этой причине бойцы вынуждены искать дополнительные источники дохода. График «сутки через трое» позволяет пожарному найти еще одну работу на стороне. Некоторые мои товарищи работают даже на трех работах и даже успевают передохнуть перед суточной сменой в части. Всем это было удобно, поэтому до сих пор пожарные и не жаловались на зарплаты, - рассказывает Владимир, у которого за плечами 15 лет стажа в ГПСС.
Пожарный недоумевает, почему пожарные получают меньшее жалование, чем военнослужащие латвийской армии, которых жители Латвии видят только на параде и по телевизору на учениях. Спасатели же находятся на посту постоянно, и иногда за суточное дежурство бригада успевает принять 11-12 вызовов. Если бы бойцы противопожарной охраны получали 1000-1200 евро, никто из них не задумывался бы о приработке на стороне и не жаловался на сокращение дежурств. Но такие зарплаты спасателям только снятся.
- Я не знаю, что должно случиться в Латвии, чтобы государство начало уважать работников оперативных служб: пожарных, врачей скорой помощи и даже полицейских. Да, полицейским тоже несладко. Я лично знаю офицеров, которые в свободные ночи подрабатывали в ночных клубах охранниками. По-моему, государство это не красит, - считает Владимир.