Дел о взыскании стало больше
Новый председатель правления RNP Роналд Нейманис считает, что нужно менять законодательство. Во-первых, уже в тарифах нужно предусматривать резерв для покрытия долгов, и/или ограничить возможности продажи недвижимости, отягощенной долгами.
- Если мы говорим об основных проблемах отрасли, то, как и у большинства домоуправлений, важнейшей проблемой является скорость взыскания денег, - пояснил Р. Нейманис в интервью ЛЕТА. - Я уверен, что у RNP есть недостатки в работе с должниками, особенно по старым долгам. Часть долгов тянется с момента основания компании.
Однако, по словам нового главы RNP, работа по активизации взыскания долгов началась в RNP уже при предыдущем правлении.
- Для сравнения приведу некоторые цифры. В августе 2019 года в суд было подано всего 13 исков о долгах на сумму 80 400 евро. В этом году подано 356 исков на 604 000 евро. В августе прошлого года присяжным судебным исполнителям было передано 31 дело на 138 000 евро, а в этом году - 154 дела на 264 000 евро. Работа активизировалась. За три года - с 2018 по 2020 - количество переданных на взыскание дел увеличилось более чем втрое: 1328 дел по сравнению с 4289 в этом году.
Каждый год компании не выплачиваются примерно одинаковые суммы. Например, жильцы не платят за отопление от 2 до 3 млн евро ежегодно. В этом году до начала отопительного сезона задолженность за отопление составила 2,6 миллиона евро. Всего по всем выплатам задолженность перед RNP составляет около 40 млн евро. К сожалению, вернуть деньги не так легко. В настоящее время РНП передала дела присяжным судебным исполнителям на общую сумму 27 млн евро. Это деньги, которые уже отсужены, но пока не взысканы.
Отключить отопление должникам? Малореально
Возможны ли технические решения, например, отказ от стояков, чтобы отключать отопление только одному квартировладельцу? На этот вопрос Р. Нейманис отвечает так:
- Если общество квартировладельцев так решит, то это можно будет сделать. Домоуправление не может этого решить. К сожалению, в большинстве домов, в которых в Риге ведется реновация и где это можно было бы сделать, этого не делают, потому что реконструкция системы отопления с вертикальной на горизонтальную обходится слишком дорого. Кроме того, если отключить отопление, например, в квартире в середине дома, там все равно будет достаточно тепло, и владелец этой квартиры будет пользоваться теплом всего дома, за которое платят остальные жильцы.
"А с чего взыскивать?"
Тем временем в группе "Anti RNP Riga" в Facebook пользователи активно обсуждает сообщение председателя Латвийского совета присяжных судебных исполнителей Иветы Круки о том, что низкие доходы жителей - это одно из главнейших препятствий для взыскания задолженностей по коммунальным платежам.
Как рассказала Ивета Крука, согласно требованиям Гражданского процессуального закона, при взыскании задолженности по кредитам и коммунальным услугам можно удерживать до 30% зарплаты и приравниваемых к ней доходов должника, но при этом оставшаяся должнику часть дохода должна быть не меньше размера минимальной зарплаты.
В 2020 году минимальная зарплата в Латвии составляет 430 евро. По данным Центрального статистического управления из 910 тысяч трудоустроенных жителей Латвии 115,6 тыс. человек (14,3%) официально получают минимальную зарплату или меньше.
По мнению Иветы Круки, число жителей с минимальной зарплатой является достаточно высоким. Если у таких людей имеются задолженности, то взыскивать их затруднительно или невозможно...
Комментаторы по-разному отреагировали на это сообщение. Часть посочувствовала пенсионерам, которым просто не с чего платить такие суммы - попробуйте прожить на пенсию в 200-300 евро и оплачивать счета.
Но некоторые жильцы многоквартирных домов все же указывают на плохую работу с должниками RNP.
"Квартиру продали. А куда они смотрели?"
Диана указывает: "Вот банк продал соседскую квартиру на аукционе. Долг перед RNP 6000. Долг болтается, квартира продана. Где был RNP и почему не заявился за деньгами? Потому что не было решения суда, скорее всего, иначе что им мешало? Или не с чего уже брать было? И отсюда много других вопросов. 6000! Я спать не могу теперь, у меня долг 200 евро был, и мне уже досудебное прислали, 6000-то как?".
"Квартира бесперспективна в смысле продажи. Потому живут и копят", - предположила Анна.
"Нет, ее продали с аукциона с долгом таким, сейчас там живёт другой владелец, а долг вроде как висит", - поясняет Диана.
Карина добавляет: "У нас на одной квартире 17 000 на другой 11 000, вот так".
Арий отмечает: "Поэтому они так мечтают связать долг по коммуналке с квартирой. В таком случае любая их бумажка со счетом становится решением суда, ведь без нуля в ней не сможете продать квартиру, оставить ее без долгов в наследство и так далее".
Раиса пишет: "В любом случае, долги моего соседа перед RNP- это НЕ МОИ долги!!! И меня не должно волновать, КАК RNP будет "выбивать" эти долги с СОСЕДА, именно с него, а не с меня!!!".
Промежуточный финиш
Что очевидно: простое решение вопроса - отобрать квартиры у должников, с учетом размеров пенсий и зарплат очень многих, может привести к непредсказуемым социальным последствиям.
Поэтому быстрого решения ожидать вряд ли стоит.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"