Мариса Спрудса, Илмарс Крумса и ещё 9 человек. Обвинение им вменяет возможные махинации при ликвидации Trasta komercbanka. И не только.
В свою очередь адвокат Мариса Спрудса Янис Розенбергс в разговоре с нами пояснил: защита очень критично относится к версии обвинения. Дело передавалось в суд в большой спешке - оно выглядит хаотично, с документами "бардак". И разумеется, его подзащитный вину отрицает.
Далее мы подробнее расскажем об этом громком деле.
Одного прокурора уже отвели
Начать процесс по существу пытались в суде уже 9 месяцев. Однако только сейчас это удалось. Что в суде делали до этого? В ходе предварительной "разминки" стороны обменивались ходатайствами, и защите в итоге удалось отвести прокурора Улдиса Цинкманиса.
На предыдущем заседании адвокат Мариса Спрудса Янис Розенбергс заявил гособвинителю отвод, так как между прокурором и подсудимым Спрудсом имеется конфликт интересов. Спрудс подавал жалобу на Цинкманиса вышестоящему прокурору и 8 августа она была частично удовлетворена. Начата служебная проверка, возникли подозрения в дисциплинарном нарушении...
И вот, в минувшую пятницу прокурор Зане Паваре все же начала зачитывать обвинение.
Это тоже удалось не сразу: перед этим суд ещё 2 часа потратил на ходатайства обвиняемых.
Особенность этого процесса заключается в том, что множество доказательств находится на компьютерных дисках. И получить к ним доступ участника оказалось не так-то просто. Справедливости ради отметим, что и бумажное дело весьма объемное: 165 томов вывозят на магазинной тележке, загруженной с горкой. Но защитникам нужно больше материалов, касающихся их клиентов. Поэтому со стороны адвокатов регулярно вносятся ходатайства о получении информации с дисков.
Адвокат Мариса Спрудса Янис Розенбергс в разговоре с нами пояснил:
- Материалы дела подготавливались для отправки в суд в большой спешке, чтобы уложиться в какие-то сроки, известные одной только прокуратуре. В итоге материалы оказались не совсем готовыми.
Все-таки защита надеется, что постепенно получит доступ к тем материалам, к которым можно получить доступ, г-н Розенбергс пояснил, что поданы соответствующие ходатайства. Что касается зашифрованных материлов, то, скорее всего, информацией с них не воспользуется ни защита, ни обвинение и они не появятся в приговоре.
Хорошо, хотя бы прослушки телефонных переговоров успели расшифровать и внести в дело...
Секретные материалы: "У кого есть пароль?"
Многие участники процесса хотели бы получить доступ к материалам на зашифрованных дисках, но никто не знает пароля к ним. После просьбы Спрудса сделать запрос в Управление полиции по борьбе с экономическими преступлениями о пароле, судья Дзенис пояснил, что сделал запрос в прокуратуру и там не смогли подобраться к этим материалам.
- А значит, не может никто, - оставалось резюмировать судье.
Пока придется смириться с этим, позже во время рассмотрения к этому вопросу смогут вернуться.
Ещё одна претензия защиты ранее высказывалась к электронным носителям: на них слишком много информации. В итоге в деле оказалась личная информация о членах семьи подсудимых, а также материалы не связанных с делом людей: фотографии детей, истории болезней, финансовая информация, фотографии половых органов с непонятной хворью и даже интимное видео из бани. Однако прокуроры пояснили, что по закону не могут сортировать то, что нашлось на электронных носителях. Судья заявил в этой связи, что дело будут рассматривать, как есть.
Что им вменяют
В рамках этого дела обвиняются экс-администраторы неплатежеспособности Марис Спрудс и Илмарс Крумс, а также еще 9 человек. Перед началом суда Спрудс сообщил журналистам: свою вину он по-прежнему не признает, а все это дело - просто результат карьерных амбиций отдельных персон.
Бывший администратор неплатежеспособности Спрудс обвинен в присвоении денег, злоупотреблении полномочиями, легализации незаконно нажитых средств (отмывах) и групповом вымогательстве. В рамках эпизода Dzimta seta речь идет о присвоении 2,6 млн евро, а в части ликвидации Trasta komercbanka - присвоении 1,2 млн евро.
Вместе со Спрудсом судят и его жену, тоже администратора неплатежеспособности Илзе Гулбе, а также его подчиненного Оскара Эрценса. Другие обвиняемые — финансист Йоренс Райтумс, бывшая судья Латгальского предместья Риги Диана Машина, бывший парламентский секретарь Министерства юстиции и администратор неплатежеспособности Айгарс Лусис, предприниматели Мартиньш Крумс, Гунарс Слишанс, Тимоти Келли (гражданин Ирландии) и Вячеслав Холмин.
Обвиняемые привлечены к ответственности за девять преступных деяний или их поддержку. Сюда входит вымогательство организованной группой, злоупотребление полномочиями в двух процессах неплатежеспособности, халатность и легализация преступно нажитых средств в крупных объемах.
Как сообщала ранее программа de Facto, в части Dzimta seta Спрудсу вменяют присвоение недвижимости — более 40 гектаров на берегу Киш–озера в районе Сужи. Сейчас она принадлежит акционерному обществу Suzu pussala. По мнению обвинения, это общество было фикцией, благодаря чему Спрудс сумел получить участок. Если вкратце, участок принадлежал SIA Peltes ipasumi, которое в 2011 году было объявлено неплатежеспособным. Администратором был назначен Спрудс. В результате сложной схемы, в которой фигурирует платеж в 3,2 млн евро от другой администрируемой Спрудсом фирмы — Dzimta seta — имущество без всяких торгов перешло к Спрудсу.
Кроме того, в рамках дела о ликвидации Trasta komercbanka Спрудс обвиняется в вымогательстве в группе и отмыве. По версии De facto, два администратора - Спрудс и Крумса - угрожали конфисковать деньги кредиторов банка. Им намекнули: чтобы получить застрявшие на счетах средства, придется делиться. В противном случае деньги могут быть признаны преступно нажитыми и конфискованными.
Однако пока все это только версии. Решение - кто и в чем виноват, разумеется предстоит вынести суду.
За 2 млн можно купить требования на 8,5 млн
Кстати, администратор Trasta komercbanka выставил на продажу право требования к компаниями "Kolumbija Ltd", "PK Invest", "Balta zivite", "Ronu 6" и кипрской "Nirtolex Limited", вместе с недвижимостью в Лиепае, на ул. Роню 6e. Этот пакет уже пробовали продать на торгах в 2017 году. Начальная цена тогда была 1,977 млн евро, а остаток обязательств в мае 2017 года составлял 8,507 млн евро.
Свои предложения можно подавать до 20 ноября, выиграет тот, кто предложит наиболее высокую цену. Подчеркивается, что покупка не будет облагаться НДС.
Предложения посылать в письме администратору по адресу Кр. Валдемара 33-35, Рига, LV-1010 или по электронной почте (подписанные электронной подписью) Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Николай Кудрявцев, "Сегодня"