Только когда вошел суд и запретил съемку, Денис снял куртку. Потенциальный международный преступник оказался щуплым лысоватым молодым человеком 27 лет.
Бедный миллионер
В ходе суда и обвинение и защита сошлись на мысли, что, пожалуй, из тех самых 50 миллионов Денису ничего не досталось. Жил он скромно — в Иманте, с родителями. В семье ситуация непростая из-за плохого здоровья отца Дениса — он пережил 2 инфаркта, диабет и рак. Молодой человек признался, что постоянную работу получил только за месяц до задержания — стал чинить компьютеры. До этого перебивался случайными заработками.
В США он никогда не был, судимостей не имеет.
В ходе процесса и Денис, и его адвокат Илона Булгакова настаивали: его нельзя выдавать Америке. По словам защитника, в этом деле произошло множество нарушений прав человека.
Хотя бы начать с задержания и обыска: в квартиру вломились через окна с использованием шумовых и, видимо, газовых, гранат. Вполне возможно, Денис после их применения был дезориентирован и дезорганизован. Все это могло самым прямым образом отразиться на его психике. И тут парню показали права выдворяемого. Что он мог в них понять в его состоянии?
Обыск проходил без адвоката, само решение о выдаче из Латвии принималось судом присяжных в Америке, без присутствия Дениса или адвоката. Разве можно его считать законным?
Далее, согласно правам выдворяемого лица, ему должны были дать все материалы дела. Их и дали — через полтора дня после задержания, за полчаса до суда, который решал вопрос о задержании парня. Материалы были на латышском и английском, при том, понятное дело, с использованием малопонятных юридических терминов. Неудивительно, что молодой человек так и не понял, что ему вменяется.
И самый серьезный момент: выдавать латвийских граждан можно только на основании международных договоров. Так вот: адвокат считает, что с США такого договора просто нет. Имеется договор, который в 2007 году подписали правительства США и Латвии, а затем ратифицировал Сейм. Но ведь это межправительственный договор, а не международный!
Прокурор: «Выдать нужно»
Прокурор Марцис Вилюмс в свою очередь заявил: он не видит разницы между межправительственным и международным договором. Поэтому считает, что все основания для выдачи Дениса в США имеются.
Прокурор выразил удивление аргументом о том, что парень не понял, что ему вменяют:
— Довольно странно, когда человек сначала понимает латышский язык, а затем — перестает. На суде о мере пресечения обвиняемый даже не просил переводчика. При этом сам прекрасно говорил по-латышски, — заявил прокурор. — А то, что не понял юридических терминов — то это нормально для человека, который не является юристом.
Марцис Вилюмс был довольно эмоционален и старался держаться сути обвинений. А именно: Чаловский, полностью осознавая последствия своих действий, создал часть вируса, который впоследствии причинил ущерб людям и организациям по всему миру. Задержать его удалось благодаря тому, что его коллега — другой задержанный стал сотрудничать со следствием.
И еще: выслеживали Чаловского полгода и операция по его задержанию была тщательно спланирована. Дело в том, что правоохранительные органы допускали: у него есть система, которая вмиг уничтожит все доказательства, связывающие парня с вирусом.
В общем, говорить о нарушении прав человека при задержании нет оснований.
Промежуточный финиш
Решение Верховного суда обжалованию не подлежит. Помешать его исполнению может только Кабинет министров, который должен утвердить или не утвердить решение суда. Однако шансов на то, что Дениса не отдадут — мало.
Трое хакеров и вирус Gozi
По данным американских следователей, Денис Чаловский является членом хакерской группировки, внедрявшей в компьютеры по всему миру вирус-троян для похищения информации. Помимо Чаловского, в группировке состояли россиянин Никита Кузьмин — главный обвиняемый, и 28-летний румын Михай Паунеску.
Хакеры проникали в чужие компьютеры с помощью вируса Gozi, созданного по заказу Кузьмина в 2005 году программистом, имя которого пока не известно. Он проходит по документам как СС-2. Его детище было неуязвимо для подавляющего большинства антивирусных программ. Попав в чужой компьютер, Gozi выкачивал из него важную информацию, оставаясь при этом невидимым. В 2007 году он появился в Европе, в начале 2010 года — в США. Всего вирусом были поражены более миллиона компьютеров в разных странах. Например, в США их число составило 40 тысяч, из них 160 — компьютеры НАСА.
Сначала Никита сдавал вирус в аренду за две тысячи долларов в неделю. В 2008 году он принялся продавать Gozi другим кибермошенникам за 50 тысяч долларов плюс оговаривавшийся в каждом случае процент от прибыли.
ФБР несколько лет отслеживало хакеров, и в 2010 году лидер группировки — Кузьмин — был задержан. Его выдача не потребовалась, так как россиянин сам приехал из Таиланда, где находился на отдыхе, в Сан-Франциско.
По американским законам, Кузьмину грозит до 97 лет тюремного заключения. Узнав об этом, Никита согласился сотрудничать со следствием, и выдал Чаловского и Паунеску.