Последний брифинг бывшего начальника KNAB
— Судя по высказываниям г-на Майзитиса, у меня сложилось впечатление, что именно его хотят видеть на посту начальника KNAB, — заявил журналистам Нормунд Вилнитис.
Он считает, что причина его увольнения — исключительно его «неудобство для некоторых экономических и политических групп, которые стремятся вмешаться в работу бюро».
— Да, я совершил несколько нарушений, но они не имели последствий., — настаивает Нормунд Вилнитис. — Ничего не нарушить можно только в том случае, если ничего не делаешь или действуешь строго по чьим-то указаниям. Но я плыл против течения, это кому-то не понравилось — и вот результат. Такая у нас в стране система, её не сломать, — заявил он. – Кстати, во время работы мне приписывали деятельность то в пользу одного олигарха, то в пользу другого. Но посмотрите — где в такой ситуации мои мнимые покровители?
Судя по всему, Нормунда Вилнитиса обидели слова генпрокурора Эрика Калнмейерса об отсутствии у него оперативного опыта.
— Я в сфере борьбы с коррупцией с 1992 года, — заявил он. – Ни Юрис Юраш, ни Юта Стрике тогда ещё этим не занимались — это было самое начало системы. Меня награждали во время работы в Бюро по борьбе с наркотиками, в том числе оружием за задержание 2 кг героина — огромная по тем временам партия.
Наказан за спор с премьером
Проанализировал Нормунд Вилнитис и отчет комиссии по расследованию его деятельности:
— Один из пунктов, упомянутых в отчете (если вернусь к преподаванию, буду цитировать его студентам), относится к тому, что я писал в ответ на резолюции премьер-министра, — говорит экс-глава KNAB. — В этих ответах я указывал на незаконность требований премьера. В заключении комиссии же сказано: «Решение вышестоящего должностного лица сильнее решения нижестоящего». У меня возникает только один вопрос: а как же закон?
— Хорошо, что депутаты решили рассекретить этот отчет, — продолжает Нормунд Вилнитис. — Пусть, когда его опубликуют, общество посмотрит и оценит, какие нарушения мне вменяют и какова их важность. К примеру, один из упреков, что бюро не израсходовало весь бюджет. Сэкономлен миллион, работа приносит результаты, но я все равно признан виноватым. В общем, что ни делай, все равно накажут.
И вообще, по мнению Нормунда Вилнитиса, весь процесс его отставки — не слишком демократичен.
— Надеюсь, что в будущем ни одному должностному лицу не придется пережить подобное — тайные заседания, секретные отчеты, — говорит он.
Что дальше
Будет ли он обжаловать заключение комиссии? Это экс-начальник KNAB пока не решил.
Чем он будет заниматься в будущем и как жить дальше — видимо, тоже. Впрочем, по словам Нормунда Вилнитиса, бизнес его супруги процветает.
– У неё семь или восемь фирм, они приносят доход. Я постараюсь ей помочь, чем смогу, — заявил он.
Как снимали Вилнитиса
В среду было обнародовано решение специальной комиссии под руководством генпрокурора Эрика Калнмейерса, которая выявила 10 нарушений в деятельности Нормунда Вилнитиса. Комиссия рекомендовала уволить начальника антикоррупционного бюро. Отчет об этом был отправлен премьер-миснитру. Уже сегодня утром правительство собралось на внеочередное заседание, на котором поддержало мнение комиссии.
Далее президиум Сейма поручил парламентской Юридической комиссии подготовить проект решения о снятии с должности шефа KNAB Нормунда Вилнитиса. Документ был подготовлен в течение дня и рассмотрен на пленарном заседании Сейма.
В итоге состоялось тайное голосование, на котором 82 депутата высказались за увольнение Вилнитиса. Двое воздержались, против не голосовал никто.