За день девушка наберет 50-100 латов, потому что она — элитная уличная попрошайка.
Беспроигрышный вариант: ресницы, слезы, туалет
С 25-летней безработной Интой ваш корреспондент познакомился случайно. Подъехал к Statoil на такси и увидел, как эта девушка приступила к обработке моего таксиста. Спектакль начался, как только мы остановились возле колонки. Девушка подбежала к машине, немного наклонилась и постучала в водительское окошко.
— Здравствуйте. Вы мне не поможете? – блондинка усиленно захлопала ресницами. Получилось эффектно: глубокое декольте и огромные грустные глаза. – У меня тут во дворах закончился бензин, а кошелек я дома забыла. Не одолжите пару латов, чтобы я смогла отсюда уехать.
Таксист, с виду вроде бы серьезный мужчина 40 лет, на просьбу о финансовой помощи отреагировал весьма странно. Несмотря на кризис он полез за кошельком и достал 2 лата.
— Вот, держите девушка. Пока вы заливаетесь, я запишу ваш телефончик. – таксист на декольте и шорох ресниц реагирует адекватно. – Да и деньги отдавать не нужно, просто давайте вечером я вас где-нибудь кофе угощу. А сейчас я просто спешу к следующему клиенту.
— Какой вы классный. Конечно, мы встретимся, попьем кофейка. Сейчас извините, мне нужно отбежать к машине.
Блондинка скрылась в здании Statoil, а таксист, награжденный телефоном, стартанул с места и скрылся из виду. Ваш корр тоже зашел на заправку за минералкой и через пару минут увидел девушку с канистрой. Она вышла из здания и бодро пошагала прочь от Statoil. Пикантную любительницу бензина мне удалось догнать уже во дворах.
Уличная элита: «В тучные годы давали по 10 латов»
— Девушка, девушка постойте. Меня Николаем зовут. А ловко вы таксиста обработали. Как говорится, «ловкость рук» и никакого мошенничества.
Любительница бензина после недолгих препирательств призналась: машину она водить не умеет, а на рижских заправках зарабатывает себе на жизнь. Просто просит деньги.
— По заправкам я уже несколько лет кручусь. В добрых людях недостатка нет.... В тучные годы вообще круто было: мне часто давали «на заправку», для того чтобы доехать до дома, даже по пять латов.
По словам Инты, сейчас размеры подаяний резко упали – со средних пяти до 2-3 латов. Плюс — некоторые «клиенты» стали давать не деньгами, а бензином.
— Градус доверчивости резко упал, поэтому все чаще мужики денег не дают, а наливают мне топливо в канистру. А некоторые вообще норовят подвезти прямо до машины. Но на этот случай у меня есть знакомый на авто, который всегда подстрахует. Бензин же я потом продаю по 70 сантиков за литр.
По словам Инты, в удачный день она вполне может насобирать с водителей от 50 до 100 латов.
Инга — это, безусловно, верх топа рижских попрошаек. Многие ее коллеги зарабатывают гораздо меньше и в гораздо менее комфортных условиях.
Мафия, отцы-одиночки и голодные дети
Большинство нищих работают на улице и не имеют возможности греться на теплых заправках. Стандартные места: Старая Рига, рынки, пяточки возле церквей и подземные переходы. При этом каждый попрошайка работает по своей схеме.
Со старушками-пенсионерками все понятно: у них пенсия маленькая. Ваш корр и сам им подает. Но сердобольное население дает заработок и здоровым мужикам с немытыми собаками, и девушкам-наркоманкам с табличкой «у меня ребенок голодает». Они набирают с народа по 10-15 латов в день.
Недавно в автобусе я наткнулся на мужика с табличкой: «Отец-одиночка. Собираю деньги сыну на операцию сердца». Сам видел по НТВ накануне точно такого же папашку с картонкой на груди — в телевизоре он по электричкам ходил…
Когда рижские нищие и попрошайки действительно становятся слишком назойливые, в дело вступает полиция.
По словам пресс-секретаря Муниципальной полиции Инесе Тимане, за 10 месяцев 2011 года за приставания и просьбы милостыни к административной ответственности было привлечено 27 человек.
— Если к вам на улице пристают и просят деньги, вы смело можете вызвать полицию. По правилам Рижской думы в публичных местах запрещается приставать к людям и выпрашивать милостыню. За это предусмотрено наказание – либо административное предупреждение, либо штраф до 10 латов.
По словам г-жи Тимане, рижане довольно часто жалуются на попрошаек и даже вызывают полицию. Но как только наряд оказывается на месте, многие отказываются писать заявление. Просто просят полицию провести воспитательную беседу.
Мафия — брезгует
Что существенно: рижских нищих сейчас никто не контролирует. Наши источники подтверждают: в Риге, в отличие от России, нет организованной преступности, которая бы «крышевала» попрошаек. Поэтому на улице каждый живет по закону «кто сильнее, тот и прав».
Например, если у вокзала появляются сразу две команды, которые просят у прохожих «20 сантимов на билет до Даугавпилса» — разборки неизбежны. В таком случае одна компания выловит другую и доходчиво объяснит, что тут пока работать нельзя.
Подавать или не подавать?
Очень вероятно, что ваши деньги попадут в руки именно аферистов от улицы. Но пусть этот факт останется на их совести. Ведь вполне может статься и так: ваши пару латов попадут в руки по-настоящему нуждающегося человека. Тогда кто-то не уснет голодным и этим осенним вечером нам всем станет немножко светлее :)