Учтем: в общей сложности дама получила к примеру за апрель — 2942,98 латов. То есть зарплату (1266,67 латов), отпускные (276,31 латов) и премию. После недоуменных вопросов, которыми задались латвийские СМИ и их читатели, делом занялись в KNAB.
Сегодня в министерстве решили выйти из ситуации красиво: Кристина Пельша просто пожертвовала свою крупную премию на ремонт Детской больницы. Однако вопрос о законности выплаченных ей денег это не снимает.
Контекст: служебный роман
Еще в августе прошлого года министр окружающей среды и регионального развития Эдмундс Спруджс перестал носить обручальное кольцо. В интервью порталу Kasjauns.lv Спруджс подтвердил, что развелся с женой, которая в январе 2012 года подарила ему двойняшек Шарлоту и Генриетту. С матерью своих детей Эдмундс Спруджс прожил вместе 8 лет.
Вскоре после развода фотографы журнала Privata Dzive засняли министра входящим в элитарный квартирный комплекс на улице Пулквежа Бриежа вместе с руководителем своего бюро Кристиной Пельшей.
Как оказалось, в квартире в тихом центре политик появляется и после трудовых будней, и по выходным. Также часто его навещает упомянутая дама. «Не могу комментировать эту ситуацию, однако знаю, что в настоящее время Эдмундс Спруджс и Кристина Пельша юридически свободные люди», — рассказала журналу Privata Dzive сотрудница министерства Спруджса, пожелавшая остаться анонимной.
Минувшей зимой Спрудж и Пельша вместе пришли на открытие официального портрета Валдиса Затлерса.
Министерские трудяги
Отметим очевидное: в министерстве среды живут отнюдь не бедно. В то же месяце премии достались и другим членам команды Спруджса. Так, советники Солвита Гайлиша и Улдис Спуриньш получили по 1200 латов. Денежные бонусы были предоставлены и некоторым другим чиновникам министерства.
За что же их наградили? Министерство распространило пресс-релиз, в котором пояснило: такие премии министр распорядился выплатить впервые, так как сотрудники «интенсивно и регулярно» работали над планом действия правительства «Латгале возможностей». Кроме того, достигнута договоренность между производителями напитков и Кабинетом министров в вопросе депозитов на упаковки, который не мог решиться несколько лет».
Извне ситуация с «ударным трудом» выглядит несколько иначе. Как иронизирует газета Neatkariga: к достижениям бюро министра относится то, что его сотрудники общими усилиями уговорили Спруджа остаться на посту. Об этом указано в сообщении от 25 января: «... министр Эдмунд Спрудж полон решимости продолжать начатые реформы и не собирается поддаваться давлению и отказываться от должности.
«Я продолжу делать начатое. Несколько существенных реформ нужно продвигать вперед, а не бежать. Не собираюсь подчиняться политическим играм или давлению — это не тот момент, когда нужно останавливаться. Хотя неоспоримо, кому-то это было бы выгодно и есть люди, которые только этого и ждут».
Вы спросите, уважаемый читатель: а почему столько пафоса? Не самое ведь значимое министерство что-то там пытается реорганизовать. Что ж, сделаем небольшое отступление, чтобы напомнить, о чем идет речь.
Из хроники министерской активности:
28 января министр, основываясь на материалах, подготовленных советниками, сообщил, что «количество депутатов нужно сократить не только в маленьких самоуправлениях, но и в остальных, в противном случае не будет достигнута цель - сделать работу муниципалитетов более эффективной;
11 февраля Спрудж решил покончить с благотворительностью мэра Риги Нила Ушакова в связи со «снежными билетами». 13 марта министр решил сменить состав руководства Рижского свободного порта;
После этих инициатив последовала резкая критика из самоуправлений. Более того, стало совершенно очевидно, что самоуправления, как более сильные субъекты власти решат важные вопросы по-своему. Но — «есть война, и есть маневры»...
Борцы с коррупцией взялись за дело
Однако, вернемся к подаркам. О законности министерских выплат вопрос уже поднят. Ибо по закону, премии не должны превышать месячное жалование чиновника. Однако Спуриньш и Пельша получили призы больше, чем они они зарабатывают в месяц (971 лат и 1266 латов соответственно).
Кроме того, выписав Пельше премию на сумму 1400 латов, политик, как предполагается, мог нарушить закон «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц», согласно которому государственным должностным лицам запрещается совершать действия, выгоду от которых могут получить их родственники или близкие.
После скандала в СМИ проверкой ситуации на наличие конфликта интересов занялись в KNAB.
Промежуточный финиш
Тем временем, в министерстве решили как-то сгладить скандал. Спорную премию Кристина Пельша уже пожертвовала на ремонт Детской больницы. Сегодня об этом журналистам сообщил сам министр.
Разъяснение при этом сделано такое: «В момент подписания указа о премировании сотрудников я руководствовался только доказуемыми профессиональными критериями и принципами хорошего управления. В тот момент я не осознавал, что выделение премии Пельше, которая была лишь одним из премированных сотрудников, может быть воспринято как нарушение этических норм. Одновременно я понимаю, что это событие вызвало у многих негативные эмоции и осуждение. Поэтому мы в бюро приняли решение пожертвовать эти средства тем, кто больше всех в них нуждается.»
Одновременно Эдмунд Спруджс извинился перед руководительницей своего бюро:
«В связи с этим событием хочу извиниться перед каждым, у кого оно вызвало негативные эмоции. И прежде всего, перед руководителем моего бюро Кристиной Пелшой, которой из-за моей поспешности пришлось пережить негативное внимание. Согласен с мнением, что надо в ближайшее время решить вопрос зарплат работников госуправления. Сотрудники и чиновники должны получать справедливую плату за свой труд. Тогда есть надежда, что эти события не повторятся», — добавил Спруджс.
Однако проверка законности премии все равно продолжается:
— Специалисты проверяют законность самого назначения премии и наличие конфликта интересов. Передача денег никак не повлияет на ход проверки, — сообщила нам пресс-представитель KNAB Инта Шабоха.
Глас народа
Пользователи в сети так комментируют скандал:
«Украли у государства, то есть у нас с вами, а как попались, так «пожертвовали». Совсем обнаглели эти «лучшие из лучших»!»
«Я вообще наверное тупая, потому что не понимаю, что надо было создать, изобрести или внедрить, чтобы получить бонус в 1400 ЛАТОВ??? У работодателя (не бюджет, заметьте) к празднику премии в 20 латов не допросишься, а тут так запросто, имея нехилую зрЯплату, ещё такие бонусы, и всё С НАШИХ НАЛОГОВ... Да, я наверное совсем тупая...»