18 Мая 2024 11:29
Новости
  16:30    26.6.2009

Лато Лапса представляет: кто и как сделал первый миллион на недвижимости

Он учился в сельхозакадемии, работал на стройке, торговал самыми невообразимыми вещами и только потом Айгар Зариньш основал компанию Balsts...

В начале 90-х ничто не предвещало, что на латвийском рынке недвижимости когда-нибудь вырастет огромный мыльный пузырь. Просто были люди, раньше других оценившие преимущества вложений в дома, квартиры и земли и заработавшие на этом свои первые миллионы, — пишет журнал ЖЗЛ.

О начале «бума недвижки» читайте ниже.

 

В последние годы существования СССР официально покупать и продавать можно было только кооперативные квартиры, остальные свое жилье могли только менять. Правда, поменять можно было с доплатой, и часто она была главной составляющей сделки. Но в конце 80-х в прессе уже совершенно открыто стали появляться объявления о купле-продаже квартир. Так, в 1990 году 80-метровая квартира с изразцовыми печками в доме времен Первой республики на улице Тербатас стоила около 80 000 рублей (3800 USD по тогдашнему курсу), 100-метровая квартира в нынешнем «тихом центре» — 77 000 рублей (3700 USD), а трехкомнатная квартира 119-й серии в Золитуде — 45 000 рублей (2200 USD).

«Все началось в 1991 году, когда законодательство эту область вообще никак не регулировало. В то время было совершенно непонятно, что принадлежит государству, а что городу. Продать что-либо можно было только путем обмена, и компании продавали права аренды. Цены тогда были очень интересными: однокомнатная квартира стоила 1000 долларов США, двухкомнатная — 2000, трехкомнатная — 3000. Простая арифметика. Много квартир оставалось от военнослужащих, которые уезжали из страны. Реально тогда уехало 160 000 человек, и в результате освободилось около миллиона квадратных метров жилой площади», — рассказывает Вадим МАРКОВ, глава компании NīRA Fonds, который начал заниматься недвижимостью, оставив должность менеджера известного в 90-е торгового предприятия Interpegro Latvija.

Многие видные представители этого бизнеса также сначала занимались совсем другими делами. Например, Айгар ЗАРИНЬШ, который в 1992 году зарегистрировал компанию Balsts, учился в сельхозакадемии, работал на стройке, торговал самыми невообразимыми вещами и только потом стал заниматься посредничеством на рынке недвижимости.

«Когда я окончил строительный факультет сельхозакадемии, попробовал поработать в одной, затем в другой строительной организации и понял, что объемы строительства резко падают. (...) Из того, что могло хоть как-то развиваться, рынок недвижимости мне был ближе всего», — рассказывал в 1993 году о начале своего бизнеса газете Diena владелец компании Latio Эдгар ШИНС.

На 10-летнем юбилее Latio он же вспоминал, что должен «быть благодарен человеку, который когда-то был моим другом. Он помог мне уехать в Германию, где я пару месяцев проработал в лесу. При тогдашнем курсе валют заработанные деньги были очень большими. И вот на эти «немецкие» деньги я предпринял небольшую спекуляцию с недвижимостью и понял, что, применив свои навыки и держа нос по ветру, я таким образом смогу заработать намного больше, чем где-либо еще».

Сумасшедшие сделки

Первые посреднические компании на рынке недвижимости, в том числе ведущие игроки — NīRA Fonds и Latio, заключили первые сделки в то время, когда эта сфера была еще совершенно нерегламентированной. «Latio появилась на два с половиной года раньше первого акта Земельной книги. Это был вызов не только с точки зрения имущественного права, но и с точки зрения рынка. Мы своим первым клиентам честно говорили: цены нет, и мы не знаем, сколько это стоит», — вспоминал Эдгар Шинс.

Часто сделки были нереально странными. Например, как-то в офис компании Balsts (который за 1000 долларов был устроен на веранде площадью в несколько квадратных метров рядом с квартирой отца Айгара Зариньша) одновременно позвонили 2 человека: один хотел продать дом в Межапарке, а другой — именно такой в Межапарке купить. Сделка затянулась лишь из-за оформления документов, которое потребовало нескольких месяцев. 

«Первой сделкой был скандальный аукцион в Елгаве. Там выставлялись дом, дача и небольшая усадьба. Скандальным он был потому, что первый, и потому, что цена усадьбы на аукционе выросла в десятки раз. Нас охраняли люди с автоматами, так как расчеты производились наличными. «Зачем мне все это?» — думал я, сидя под дулом. Хорошо помню, какими  тяжелыми были картонные коробки с рублями, которые мы потом везли в автобусе», — вспоминает о первой сделке Latio Эдгар Шинс. 

В свою очередь NīRA Fonds в начале 90-х удалось заключить договор с Рижской думой и с аукциона продавать незаконченные строительные объекты, потому что денег в бюджете столицы на их завершение не было. «Там, например, продавалось главное здание будущего Banka Baltija на улице Гертрудес за 1,6 миллиона латов. Это была крупнейшая сделка», — говорит Вадим Марков.

Правда, в целом таким компаниям и в эти, и в последующие годы для того, чтобы выжить, приходилось заниматься самыми разными вещами. Например, компания Balsts в свое время предлагала за 15 латов недельные курсы для всех, кто хотел стать маклером.

Сфера недвижимости значительно активизировалась с принятием закона о денационализации. «В 1992-1993 годах многие люди, особенно иностранцы, получили назад свою собственность (...), прекрасные здания с фасадами в стиле югенд, но полные людей. Что им было с ними делать? В оcновном иностранцы решали их продавать. На рынке было довольно много объектов, поэтому цены оказались минимальными. Из зарубежных компаний одной из первых все скупать начала New Century Holdings, представителем которой в Латвии сначала был Владимир ЛЕВИН. Покупали все, что стоило меньше 100 долларов за квадратный метр», -  вспоминает Вадим Марков. 

В те годы многие никому не известные люди заключали на рынке недвижимости сделки, которые позже оказывались супервыгодными. Одним из них был ставший позже совладельцем Arēna Rīga, сейчас подозреваемый в убийстве собственной жены Игорь ИВАНОВ. Годы спустя он рассказывал: «В 1993 году в Ригу приехал пожилой еврейский мультимиллионер, бывший рижанин — просто так, посмотреть. Человек уже в возрасте, но с острым умом. И он нам объяснил элементарнейшую, с сегодняшней точки зрения, вещь: самая сложная задача не заработать деньги, а сохранить их. Мой следующий вопрос, конечно же, был, как. Аксиома — 30-50% от заработанного нужно вкладывать в недвижимость. Это невыгодно, но стабильно. В 1993-1994 годах у меня освободились какие-то деньги, и я вложил первые 100, потом 300, потом 500 тысяч, по-настоящему даже не понимая, что с этой собственностью теперь делать».

 

Лато ЛАПСА, Сандрис МЕТУЗАЛС, Кристине ЯНЧЕВСКА

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • Убийство в подземном переходе у Origo: подозреваемый задержан (1)

    Госполиция сообщает, что в ночь с 4 на 5 мая в подземноv переходе возле торгового центра Origo произошло убийство.
  • Под суд идут 12 наркоторговцев: продали "наркотик для слонов" (дополнено)

    Латгальский окружной прокурор отправил суд дело против организованной группы в составе 12 лиц. Им вменяется приобретении и хранении наркотических и психотропных веществ — карфентанила, бупренорфина, метамфетамина, клоназепама, диазепамы и трамадола — с целью реализации этих веществ, а также легализации полученных преступным путем средств в размере не менее 39 880 евро,…
  • "Покупайте новую криптовалюту": инвесторов "кинули" на 6 миллионов

    Национальные власти Австрии, Кипра и Чехии провели мерояриятия по борьбе с онлайн-мошенничеством c "продажей токены новой криптовалюты". В ходе скоординированной операции, проведенной при поддержке Евроюста и Европола, были арестованы шесть основных подозреваемых и проведены обыски в шести местах. В общей сложности были заморожены/арестованы активы на сумму 750 тысяч евро, имущество…

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии