Нотариусы : «Долги есть у всех, не надо по ним судить о человеке!»
— Наш Совет, рассмотрев дело госпожи Пилсетниеце, не нашёл оснований для начала дисциплинарного дела. Потому что долговые обязательства каждого человека – это субъективное дело, а в юриспруденции это не поддаётся оценке, — заявила kriminal.lv исполнительный директор Совета нотариусов Вия Пизича. (О сути "долгового скандала" — см. справку — авт. ).
Что касается экзамена для кредиторов, то конфликта интересов тут не обнаружено:
— В том, что бывшая глава нотариусов оценивала конкретных людей на экзамене, не было никаких конфликтов интересов. Никто и никак не имеет права влиять на этот процесс. Да и жалоб в отношении этого человека никогда не поступало.
О серьёзных долговых обязательствах г-жи Пилсетниеце исполнительный директор говорит так:
— Закон гласит, что должность нотариуса не может занимать человек, который судом объявлен неплатежеспособным. А личные долги ещё вовсе не означают неплатежеспособность конкретного лица. По примерным подсчётам, в Латвии у 80% населения есть кредитные обязательства, связанные с жильём. Среди них много и должностных лиц. И если мы к каждому будет применять такой подход, то, возможно, у нас скоро некому будет работать. Мы уже попросили министра юстиции регламентировать этот вопрос, чтобы решить, где та граница, за которой наступает риск долговых обязательств.
Как нам удалось выяснить, в данный момент Илзе Пилсетниеце находится в долгосрочном отпуске, в котором пробудет, скорее всего, ещё около месяца.
— Это её законный отпуск, она давно там не была, — подчеркнула директор.
Что дальше? Вия Пизича не видит причин для экс-главы нотариусов менять профессию:
— Она была и будет нотариусом, она всего лишь не является больше главой Совета. А о её долгах скажу так: сколько людей, столько мнений.
В данный момент должность главного нотариуса занимает бывшая заместитель Пилсетниеце Сандра Якушенока. На собрании Совета нотариусов, которое состоится 17 декабря, официально утвердят нового главу нотариусов Латвии.
Министр: "Это был достойный шаг"
Министр юстиции Айгарс Штокенбергс так прокомментировал нам решение г-жи Пилсетниеце:
— Демиссия Илзе Пилсетниеце — это шаг, достойный уважения. Сделав его, Совет присяжных адвокатов удержал высокую планку этических стандартов, что можно поставить в пример другим.
Что говорит декларация Пилсетниеце
Согласно декларации должностного лица в базе данных СГД, в 2009 году долги Илзе Пилсетниеце составляли 67 530 латов. Всего она задекларировала 7 долгов. При этом сама одолжила 55 470 латов и 35 000 латов.
Доходы Пилсетниеце в 2009 году были такие: 3110 латов в качестве дивидендов от SIA "Pilsētā viss mierīgi", в котором ей принадлежат 14 500 долей на сумму 72 500 латов. Как доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности указаны 81 375 латов, плюс — 50 латов в качестве подарка от Совета присяжный адвокатов.
Наличными Пилсетниеце накопила 2200 латов. В её владении есть квартира в Риге.
Из атомобилей в собственности Пилсетниеце имеются Saab 2006 года выпуска, а также Kia Cee'd 2007 года выпуска.
Для справки:
Напомним, что передача Nekā Personīga сообщила, что глава латвийских нотариусов попала в долговую яму, что мешает ей выполнять свои прямые обязанности. Правда, сама Илзе Пилсетниеце в своих действиях ни этических, ни законных нарушений тогда не заметила. И твёрдо уверяла – долги она погасит.
Но в распоряжении программы Nekā Personīga попала информация, что председательница Совета нотариусов Илзе Пилсетниеце не всегда может быть объективна. Дело в том, что главный нотариус обременена серьезными материальными трудностями. Она занимала деньги как у банков, так и частных лиц. К примеру, 50 тысяч евро ей одалживала фирма Prīmuss Marketings. Но деньги Пилсетниеце так и не отдала. Через день после выдачи векселя соучредительница данной фирмы сдавала экзамен нотариуса и в комиссии была именно г-жа Пилсетниеце.
Сама главный нотариус ничего «такого» в этом не увидела. Хотя правила Кабинета министров гласят: член комиссии не может участвовать в рассмотрении кандидатуры конкретного человека, если он лично или материально заинтересован в исходе дела, или в деле имеются основания, влияющие на его объективность.