3 Мая 2024 21:50
Новости
  8:13    4.11.2020

Два убийства бизнесменов: в России начался криминальный передел?

Два убийства бизнесменов: в России начался криминальный передел?
Следственный коммитет
Насильственная смерть крупного петербургского предпринимателя Александра Петрова, а через несколько дней — московского «мясного короля» Владимира Маругова, убитого стрелой из арбалета всколыхнули атмосферу, и без того разгоряченную эпидемией и экономическим кризисом. Не возвращается ли к нам грандиозный передел бизнеса с обильной стрельбой из 1990-х годов, «Росбалт» выяснил у экспертов.
В Ленобласти убили бизнесмена и депутата Александра Петрова, известного в народе как «хозяин Выборга». Ни снайпера, ни заказчика следователи пока не нашли. Преступлению предшествовал крупный коррупционный скандал, но в материалах дела эту связь пока не обозначили. Заинтересованными в «публичной казни» могут быть как местные элиты, так и чиновники покрупнее, уставшие от автономности и своенравности Выборгского района.

Убийство в стиле девяностых

Субботний вечер 24 октября. Александр Петров выходит из своего загородного дома под Выборгом, в поселке Великое, и раздается выстрел. Действует, по-видимому, снайпер с противоположного берега реки. Ранение 61-летнего бизнесмена оказывается смертельным. 

«В настоящее время следственная группа продолжает работу на месте происшествия, проводятся необходимые следственные действия и оперативные мероприятия, направленные на раскрытие преступления», — публикует скупой релиз Следственный комитет.

Дело берет под контроль лично глава ведомства Александр Бастрыкин. Сотрудники заводят уголовное дело по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса — убийство по найму, с санкцией от 8 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Виновный, конечно, скрывается с места происшествия, а в материалах дела упоминается как «неустановленное лицо». Намеков на заказчика и вовсе нет.

Хозяин Выборга

Петрова называют «авторитетным бизнесменом» — так намекают на сомнительное прошлое убитого. Его имя связывают с преступным сообществом, которое со временем приобретает легальный статус. История расцвета будущего депутата берет начало в 80-х годах.

«Была такая тройка: Владимир Барсуков, он же „ночной губернатор Петербурга", Александр Малышев и Геннадий Петров. Эта мощная преступная группировка действовала на территории Петербурга и Ленобласти, пройдя путь от бандитов до предпринимателей. Упоминалось в связи с ними и имя Ильи Трабера, занимавшегося антиквариатом, он был вхож в дом Собчака и Нарусовой, а затем переключился на порты и „взлетел". Александр Петров был его подчиненным, и со временем к нему перешел контроль над Выборгским районом», — вспоминает источник, близкий к правительству Ленинградской области.

Несмотря на легализацию группировки, эта часть Ленобласти так и осталась неприкосновенной из-за установленных на ней правил. Политику и экономическое развитие определяют местные «воротилы», а сменявшие друг друга губернаторы не слишком вмешиваются.

Депутат Петров со временем получает от журналистов прозвище «хозяина Выборга». Он на него обижался, впрочем, более доходчивой формулировки СМИ не могли придумать. Как отмечает собеседник «Росбалта», бизнесмен в той или иной степени владел многочисленными предприятиями в районе: от гостиниц, моек и парковок до портов и заводов — самостоятельно или через заинтересованных лиц.

И в прах обратишься

Говорить о приоритете той или иной версии не приходится. Такая крупная фигура, как Петров, стоял костью в горле как местечковых, так и внешних интересантов.

«Когда взяли Болучевского и Орлова, ему нужно было выйти из игры. Но он много лет был „папой", который все решает, этакий человек из девяностых, который всегда жил по понятиям. Он вынужден был, согласно образу хозяина, вписываться в конфликты, и за это поплатился», — отмечает источник, близкий к администрации Ленобласти.

По его мнению, регион «вздрогнул», и ожидается перераспределение власти — перестановки в чиновничьих кругах покажут, кто на самом деле был заинтересован в убийстве Петрова. По последней информации, временным главой администрации планируют назначить Ильдара Гилязова, депутата Заксобрания области. Этим кадровые решения могут не ограничиться.

Для рядовых же жителей ничего не изменится, от разрухи до высоких тарифов на ЖКХ, считает собеседник «Росбалта». По-видимому, Выборгский район так и останется заброшенным властями, хотя и так почитаемым туристами — за аутентичность, европейскость, одинокость. Как не влюбиться в старину, приютившуюся на развалинах? Главное, не найти в них кости убитых.

Что говорят эксперты

Владимир Жеребенков, адвокат:

Чаще всего под пули попадают либо должники, либо настойчивые кредиторы. Это не столько «передел», сколько просто дрязги между компаниями, связанные, в основном, с долгами и тяжелой экономической ситуацией конкретных предпринимателей.

Сейчас очень тяжелые экономические условия, многие потеряли работу, и нет тех финансовых потоков, что были раньше. С коронавирусом, все серьезные компании «сдулись». Только сфера продуктов питания и лекарственных препаратов держатся, остальные производства практически толком не работают. Уровень жизни упал на порядок у всех, включая бизнес. Если раньше бизнесмен спокойно зарабатывал $25-40 тысяч, то сейчас, извините, десятка — за счастье.

И тут возникает дележ: кто-то кому-то не отдал, кто-то и не может отдать, просто денег нет. И какое-то время, мне кажется, будет все хуже и хуже — пока общество в таком напряжении. Конечно, раньше был какой-то «паритет», так не отстреливали друг друга. Естественно, когда доллар стоил 28-30 рублей, все работали и зарабатывали. Но сейчас, в этой стрессовой ситуации многие не думают, а решают вопросы радикально. Отстрел будет — по весне еще сколько подснежников появится!

И это все-таки не 1990-е годы, когда все делили собственность, в конце концов разделили и выстроили определенные зоны ответственности. Сейчас все «схвачено». Все серьезные компании имеют «крышу» в виде местных чиновников или правоохранителей.

Почвы для новых 1990-х нет, и условия не те. Общество и бизнес прозрачны. Выйдите на улицу — сколько камер висит. Мы с вами по телефону сейчас общаемся — нас слушает, может быть, не одна спецслужба. Возможности взять человека под колпак такие, каких никогда не было. Отследить последнюю пару лет вашей жизни — не проблема. Мы сейчас реально живем в полицейском государстве, и беспредела 1990-х оно не допустит. Того «воровского» мира, что раньше, уже нет. Я «солнцевских» знаю хорошо, они все бизнесмены серьезные. А шпана вычисляется моментально.

Так что, мой совет: не берите сейчас в долг — или уж возвращайте вовремя. Это время пройдет и успокоится.

Александр Михайлов, вице-президент ЗАО «КЭС-Холдинг», генерал-лейтенант милиции в отставке:

Передел бизнеса уже идет. Многие сферы деятельности, которые сегодня имеют многих хозяев, начинают сосредоточиваться в одних руках. «Крайние меры», которые были вчера недопустимы при разборках (убийство конкурента или партнера), начинают медленно включаться в арсенал. В том числе — в экзотическом виде: из арбалетов, чтобы не было слышно выстрелов.

К этому все шло. У нас был относительно благополучный период, когда всю собственность переделили, успокоились, ярко выраженных бандитов посадили, кого-то поубивали... И наступил, скажем так, небольшой элемент стабильности — но не более чем! (Заодно расформировали управления по борьбе с организованной преступностью в системе МВД).

А между тем, характер воровства в государстве превышает все допустимые и недопустимые нормы. Вспомните денежные суммы, изъятые недавно у некоторых фигурантов уголовных дел. Мы даже не можем себе представить суммы в руках бандитов.

Стабильность любого государства зависит не только от сегодняшнего уровня жизни, но и от стабильности общих правил игры. И если эти правила постоянно меняются — а сегодня правила игры сместились в сторону полного уничтожения малого и среднего бизнеса, — то мы и видим, что происходит.

Да, сейчас пандемия, но если бы у нас были нормальные правила игры, и эпидемия принесла бы минимальные потери. Однако мы находимся в условиях, когда государство декларирует одно, а частные компании — другое. Кредиторам плевать на государство — мало ли что там президент придумал про кредитные каникулы! И бизнес, который надеялся на какие-то послабления — столкнулся с тем, что разговоры на государственном уровне не согласуются с реальностью. Масса средних и малых бизнесменов просто разорились, они уже не в состоянии платить все эти налоги. Мы возвращаемся к «черным кассам». У меня много знакомых, которые имели свои магазинчики, теперь говорят: «Да ну это все»...

Наша правоохранительная система имеет мощнейшие рычаги, которые она не использует. И все время требует себе новых полномочий. У всех депутатов одна и та же «мантра»: ужесточать наказания, пожизненное заключение вводить... А зачем оно вам, если в правоприменительной практике даже 20 лет не применяется?

Служба правоохранителя, между тем, перестает быть престижной. Люди, которые отслужили свое, говорят: «Да ну вас!», берут свою пенсию и уходят. А молодежь говорит: «Да что я буду колбаситься! Я лучше пойду шлагбаум опускать и получать больше, и не обязан буду „масочников" отлавливать». Вот Минфин что-то «вбросил», проект реформы с сокращением финансирования — пока это общими усилиями отбили. Но если уж такой вброс произошел — капля камень точит...

Но, естественно, надо помнить, что правоохранительные органы находятся лишь в конце всей этой порочной экономической цепочки. Устранять надо причины, а не последствия.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

Определенные риски могут быть. Убийства Петрова и Маругова — это, конечно, не сведение личных каких-то счетов. Это бизнес. И это плохая тенденция.

Меня особенно насторожило убийство Александра Петрова, поскольку в сферу моего изучения входит контрабанда. По слухам, Петров мог контролировать идущие через Северо-Запад товарные потоки, не совсем чистые на предмет таможенных платежей.

Есть такая тенденция, как накопление криминальной составляющей в общем бизнес-пространстве. В бизнесе есть «теневые сектора», которые «делятся» по-другому, не через суды и арбитражи. Там есть «молодое и старое поколение»: те, кто начинал бизнес в 2000-е годы, и более молодые, которые не хотят делить с ними прибыль.

Но в целом, если не брать нынешний период с его коронавирусом, ситуация все-таки улучшается. То, что в 1990-е и 2000-е было каждодневным, теперь уже вызывает оторопь. «Банального криминала», бандитов, уже мало. Он, в основном, отошел. Думаю, схлынет эпидемия, и постепенно все «устаканится».

Источник - rosbalt.ru

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии