Представители VN обращались в Генпрокуратуру, однако их заявление было передано в Экономическую полицию. Процесс пока начат по 19 разделу УЗ — "преступлные деяния в народном хозяйстве".
Нам стали известны подробности этого дела. В чем суть претензий VN.
Mediju nams продан с убытками
В январе 2010 года дочерняя компания LK — Lasco Investment — продала компании MN Mediji все доли капитала издательского дома Mediju nams (издает газету Neatkarīgā rāta avīze, журналы Vakara Ziņas, Māja, Sporta avīze) за 85 000 евро, или 59 738 латов. Что намного ниже истинной стоимости долей, полагают заявители. Ибо, во-первых, основной капитал Mediju nams составляет 9 100 000 латов; а во-вторых, 17 декабря 2008 года Lasco Investment приобрела 95,63% долей Mediju nams за 692 999,88 латов.
Исходя из этого понятно, что цена за продажу Mediju nams в 59 738 латов — совершенно неадекватна. Это подтверждают и данные коммерческого регистра, согласно которым доли Mediju nams были заложены за 831 600 латов.
Ущерб пароходству в результате действий его правления оценивается в 664 897,62 латов.
25 миллионов уведены
Еще большие убытки, по мнению заявителя, принесла другая сделка — посредничество дочерней компании пароходства Latmar Holdings Corporation при покупке долей компании Nafta Invest. Акционеры подозревают, что именно эта сделка обошлась в пропавшие 25 миллионов долларов.
Поскольку последние годы Nafta Invest заканчивала с существенными убытками (в 2009 году они составили 43 012 латов), покупка этой компании — ненужный актив, который, скорее всего, принесет убытки и в будущем.
При этом сделку можно считать еще и попыткой отмыва. Ведь, если разобраться в сложной и многоступенчатой цепочке совладельцев, Ventspils nafta и так владела Nafta Invest .
Успешная компания "ушла" непонятно как
Заявители указывают и на странные продажи успешных предприятий, принадлежащих пароходству. Так, в офшорной компании Moriston Ltd., зарегистрированном в Содружестве Доминики, пропала компания LSC Shipmanagement, которая предоставляет услуги технического управления судами и крюинга.
Причем произошло это быстро: еще в конце сентября LSC Shipmanagement принадлежала пароходству, а уже через месяц — некой Latmar Holdings Corporation, зарегистрированной в Либерии. После чего перешла в руки Moriston Ltd.
Заявители выражают сомнение в экономической целесообразности продажи этого предприятия.
LK довели до неплатежеспособности?
Заявители также просят прокуратуру проверить: не было ли умышленного доведения LK до неплатежеспособности. Или — сокрытия признаков неплатежеспособности.
Что очевидно: многие предприятия, входящие в концерн, столкнулись с финансовыми трудностями. К примеру, заявление о неплатежеспособности подала компания AS Preses nams, а к Lasco Investment и Lasco nekustāmie īpašumi применены процедуры правовой защиты. Все это может быть результатом неэффективного управление компаниями. Однако — жалуются акционеры — у Ventspils nafta нет возможности повлиять на ситуацию.
Долги пароходства, при этом составляют 221 млн латов, большая часть из которых — синдицированный кредит от ведущих европейских банков. Таким образом, согласно договору, кредиторы имеют право затребовать всю сумму долга, если предприятия должника объявляются неплатежеспособными или находятся под правовой защитой.
Акционеры не исключают: возможно, пароходство скрывает факт того, что у него уже потребовали возврата кредитов... В такой ситуации само пароходство может стать неплатежеспособным.
У топ-менеджмента LK — высокие зарплаты
Несмотря на все это, члены совета LK получают слишком большие зарплаты, считают заявители. Только за последние три года им, предположительно, выплатили 5 млн латов. Данных о том, сколько же было заплачено членам совета и правления в 2009 году и первом полугодии 2010 года, вообще нет.
Годовой отчет — злостно не подали
Как и все предприятия, правление LK до 30 апреля 2010 года должно было утвердить годовой отчет за 2009 год — по поводу своей деятельности и деятельности дочерних компаний пароходства. Однако этого сделано не было. Поэтому 30 июля 2010 года Комиссия по рынку финансов и капитал высказала предупреждение и потребовала опубликовать отчет до 15 сентября 2010 года.
После этого последовал штраф — 5000 латов. Объяснить отсутствие отчета можно только желанием скрыть истинную информацию от общественности и затруднить расследование, — считают акционеры.
Итого
По мнению заявителей, правление LK совершило ряд сделок, с помощью которых из пароходства увели миллионы латов. На основе этих и других аргументов Ventspils nafta просит начать уголовный процесс против должностных лиц пароходства и признать ее (Ventspils nafta) потерпевшей в данном деле.
Отдельно в заявлении оговорено: с 25 января 2010 года, когда Ventspils nafta попросила созвать собрание акционеров, ни одного собрания так и не состоялось. В результате этого Ventspils nafta считает, что ее фактически отстранили от управлением LK. «При этом должностные лица продолжают заключать экономически необоснованные сделки».
\\\
И об уникальном иске на 130 миллионов
Vitol Group направил письмо премьер-министру Валдису Домбровскису, в котором руководство компании уведомило, что собирается через международный суд потребовать у Латвии 130 млн долларов за нарушение договора о защите инвестиций между Латвией и Швейцарией. При этом сумма иска может вырасти и до 300 млн долларов.
В письме указано: Латвия обязана обеспечить допустимую, обозреваемую, предсказуемую, однородную и стабильную предпринимательскую среду без неясностей и дискриминации. А также должна защитить правовую уверенность Vitol касательно его вкладов.
На то, чтобы сделать конкретные шаги в этом направлении Латвии дается 6 месяцев. После чего — суд.
Известный присяжный адвокат Алдис Гобземс так комментирует ультиматум Vitol Group:
— В международном праве это общепринятая практика, что в международных договорах о поощрении вкладов и их обоюдной защите, так называемых инвестиционных договорах, предусмотрен порядок рассмотрения споров между инвесторами и стороной, в которую инвестор вложил средства. Согласно порядку, указанному в договоре, такие споры сначала решаются путем переговоров, а в случае, если их решить не удается (обычно, в течение 6 месяцев после начала переговоров), конкретная сторона может искать защиты своих интересов в суде или международном третейском суде.
Сейчас слишком рано судить об исходе такого иска. Однако, что тут существенно: двухсторонние международные договоры о защите инвестиций в первую очередь накладывают обязанности на стороны обеспечить, чтобы вкладчики никоим образом не подвергались дискриминации и т.д., чтобы в их отношении условия были как минимум такие же, как и в отношении местных инвесторов и инвесторов из других стран. Таким образом, главной задачей Латвии будет доказать то, что Vitol Group как швейцарский вкладчик не подвергался дискриминации и в отношении него не применяется неблагоприятное правовое регулирование.
Впрочем, до суда такие дела лучше не доводить: во-первых, есть риск проиграть (в данном случае я бы его оценил в 50%). А значит — будут убытки для налогоплательщиков. Во-вторых, само по себе такое судопроизводство — крайне затратно.
Для справки
VN принадлежат 49,9% акционерного капитала LK. Акции Ventspils nafta котируются по официальному списку биржи NASDAQ OMX Riga. Совладельцами акций Ventspils nafta являются международный концерн Vitol Group (47,89%) и Latvijas Naftas tranzits.
Акции LK котируются по официальному списку NASDAQ OMX Riga.
На фото слева — председатель правления Ventspils nafta Саймон Бодди.