Страницы:
Как у нас наказывают за разглашение
Минувшим летом Бюро внутренней безопасности передало в прокуратуру уголовный процесс против сотрудника полиции Латгальского региона. Во время следствия выяснилось, что этот человек в служебное время, воспользовался правом доступа к информационной системе, получил данные и передал их третьему лицу. Следователи считают, что было собрано достаточно доказательств для привлечения сотрудника полиции за разглашение секретных сведений (не являющихся гостайной).
Как показывает практика, многие обвиненные в разглашении в итоге ссылаются на то, что сведения-то были не слишком секретные. Например, бывшего прокурора Рижского судебного округа Зигурдса Бункса вот уже несколько лет судят за 8 эпизодов разглашения. Однако портал Pietiek сообщает: секретными сведениями оказались приговоры, принятые на открытых судебных заседаниях. То есть, в теории, за такое можно наказать 4 из 5 студентов юридических факультетов.
Минувшим летом от своих должностей были отстранены сотрудники Финансовой полиции Кристине и Максим Богданов. Этому предшествовал обыск Полиции безопасности (ПБ). В ПБ сообщили, что обыск проводится в рамках уголовного процесса, начатого по статье 94-й Уголовного закона о разглашении государственной тайны. Более подробная информация в интересах следствия пока не предоставляется.
Адвокат супружеской четы Богдановых Алла Юраша сообщила, что из решения ПБ непонятно, что конкретно вменяется её клиентам, но они гостайны не раскрывали. За умышленное разглашение гостайны, совершенное лицом, которое было предупреждено о ее неразглашении, но не имеющее признаков шпионажа, предусмотрены лишение свободы на срок до пяти лет, краткосрочный арест, принудительные работы или денежный штраф.
Известно, что Максим Богданов - сын Леонида Богданова, бывшего начальника Управления по борьбе с организованной преступностью, ныне директора службы безопасности предприятия "LasRosTrans", входящего в группу АО "Ventspils nafta".
Кстати, Алла Юраша по поводу защиты в делах о разглашении может проконсультироваться со своим супругом бывшим начальником отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Юрисом Юрашсом, ныне депутатом Рижской думы. Летом прокуратура прекратила уголовный процесс об умышленном разглашении государственный тайны против него.
Дело началось с того, что в июле прошлого года Юрашс заявил: ему предлагалась взятка в размере миллиона евро за переквалификацию преступления, инкриминируемого бывшему руководителю предприятия Latvijas Dzelzcels Угису Магонису, со взяточничества на торговлю влиянием, за что законом предусмотрено более мягкое наказание.
О предложенной взятке Юрашс, по его слвам, проинформировал тогдашнего начальника KNAB Ярослава Стрельчонка и Генпрокуратуру, но никакой реакции от них не последовало, поэтому он решил заявить о попытке подкупа публично через СМИ. В связи с этим против него был начат уголовный процесс о разглашении информации, дело расследовала ПБ. В январе этого года KNAB все же начал уголовный процесс о попытке дать взятку Юрашсу.