Арт-объект «Айсберг коррупции» заказало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Айсберг был установлен в Даугаве у Каменного моста. И должен был там простоять до 9 декабря. Однако всего за неделю в воде и под солнцем айсберг сильно пожелтел. Поэтому создавшая его компания Sparta media взялась восстановить его природный белый цвет. С этой целью арт-объект в пятницу оттащили от моста и пришвартовали в другом месте. Там и произошла пропажа.
«Какой-то или какие-то злоумышленники осознанно и злонамеренно перерезали швартовочные тросы и тем самым нанесли не только вред объекту среды, но и создали риск безопасности. По факту вандализма предприятие Sparta media обратилось в полицию», - сообщила представитель Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Паула Вилсоне.
Какое-то время айсберг свободно перемещался по Даугаве, иногда всплывая в социальных сетях. Съёмочная группа Rus.LSM.lv обнаружила его на привязи под Южным мостом.
В основе этого айсберга – деревянный каркас, потом идет тканевая основа, которая сверху покрыта пенополиуританом. Это строительная пена. Сейчас она начинает отваливаться и загрязняет окружающую среду.
«Айсберг коррупции» оказался лишь верхушкой айсберга социальной компании. Она стоила 146 тысяч евро.
Сам же арт-объект создали в компании Sparta media за 25 410 евро. Его создатели сожалеют о том, что народ не понял их замысла.
«По итогам публикаций было замечено, что негативная позиция основана на субъективной или неверно интерпретированной информации, касающейся затрат на кампанию, нюансов производства и размещения объекта среды, а также масштабов кампании», - заявил председатель правления Sparta Media Томс Шрадерс.
Почему айсберг пожелтел, в фирме, впрочем, не объясняют. Магистр химии Павел Судмалис в интервью Rus.LSM.lv объяснил, почему айсберг так радикально изменил свой цвет:
«Это абсолютно нормальное явление, под воздействием ультрафиолетовых лучей полиуритан принял свой естественный цвет. Это нормальный цвет полиуритана – грязно-желтый».
По мнению Павла Судмалиса, с точки зрения химии, для айсберга лучше бы подошел пенопласт: он долго сохраняет белый цвет, но более тяжел в обработке. Принимавшие арт-объект работники KNAB также выявили эти недостатки.
«На стадии строительства было констатированы определенные недостатки, которые выразились в недоступности строительных материалов», - признала Паула Вилсоне.
Арт-объект прошел все согласования в Рижской думе и был признан безопасным для окружающей среды. Впрочем, он не безопасен, если начинает разлагаться и рассыпаться. Что, собственно, сейчас и происходит.
«Как раз мономеры, которые могут выделятся в процессе разложения, могут быть очень токсичными. И самое токсичное вещество, которое может выделятся, это толуилендизационат», - отметил Павел Судмалис.
В KNAB пока не оплатил социальную кампанию. Когда она закончится, предприятию Sparta media будут перечислены деньги за минусом стоимости бракованного айсберга.
Источник - https://rus.lsm.lv/