Что именно вернули
К настоящему моменту «Дело Латвэнерго» разделено на две части. Во-первых, имеется процесс о взятках чиновников при госзакупках на 8 миллионов евро. Во-вторых, выделен процесс о неправильных декларациях должностных лиц. Первый идет трудно (см. подробнее в «Что им вменяется»), материалы дела до сих пор читают в прокуратуре.
Однако ещё в ходе следствия из «большого дела» был выделен отдельный процесс о декларациях. Казалось, с ним все будет проще — всего трое обвиняемых, не так уж много статей обвинения... Но не тут то было. В суде дело отказались принимать. Дважды
Почему
Суд Виздемского предместья вначале нынешней недели снова «завернул» дело о декларациях должностных лиц Latvenergo с резолюцией: «Устранить недостатки».
В первый раздело вернули из-за нескольких документов на русском языке. Как посчитала судья, отсутствие перевода на гос. язык помешало бы обвиняемым ознакомиться с делом. Прокурор Лея так не думает. Он настаивает: обвиняемые хорошо знают русский, а перевод документов можно было подготовить и позже, не затягивая досудебное следствие. Однако, поскольку спорить с судом было дольше, чем перевести документы, прокурор Лея не стал жаловаться.
Дело снова отправили в суд. Но и на этот раз государственного обвинителя ждал отказ. Сейчас судья посчитала, что напрасно прокурор выдал материалы дела только адвокатам — свои копии должны были получить и обвиняемые. Прокурор напротив уверен, что слишком много копий объемного дела (17 томов!) — это напрасная трата ресурсов прокуратуры. Тем более, что Уголовно-процессуальный закон предусматривает: «По окончании уголовного процесса прокурор выдает материалы дела обвиняемому ИЛИ защитнику».
В общем, в минувший понедельник прокурор Лея подал протест.
Что им вменяется
На скамье подсудимых из-за деклараций должны оказаться бывший заместитель председателя правления Latvenergo Айгар Мелько, бывший руководитель Sadales tikls Ивар Лиузиникс и его заместитель Андрей Сталажс. Впрочем, официально этого прокуратура не подтверждает.
Все фигуранты дела обвиняются по ч. 2 ст. 219 — «Указание недостоверных сведений в декларации государственного должностного лица», а еще двое — в неразрешенном участии в имущественных сделках (ч. 1 ст. 326 УЗ). Обвиняемые по-прежнему своей вины не признают.
Оставшуюся взяточную часть «дела Latvenergo» следователи KNAB в минувшем сентябре передали в Генпрокуратуру. Пока до суда «вторая порция» не дошла. Прокуроры должны решить, передавать ли дело в суд или вернуть обратно в KNAB для доследования. Но версия борцов с коррупцией выглядит так: должностные лица Latvenergo через различные компании получили взяток по меньшей мере на 8,1 млн евро. К уголовной ответственности нужно привлечь в общей сложности 17 человек, в том числе бывших руководителей предприятия, считают следователи.
Среди подозреваемых по этому «взяточному процессу» — бывший президент Latvenergo Карлис Микельсонс (арестован в июле 2010 года, в августе вышел на свободу под залог в 50 000 латов), его заместитель Айгар Мелько, председатель правления Sadales tikls Ивар Лиузникс и его заместитель Андрей Сталажс.