За что он сел на этот раз
Юрченко задержали после драки со стрельбой в чужой квартире. Сначала Юрченко угрожал убить пятерых, после чего перешел от угроз к действиям — выстрелил несколько раз. Одна женщина оказалась ранена, другая, к счастью, отделалась прострелянной одеждой. По утверждению очевидцев, нейтрализовать агрессора удалось только при помощи удара табуреткой по голове.
Позже ему вменили и мошенничество: в августе 2008 года Юрченко со своим подельником Варакайсом пытался взять кредит в банке по поддельным документам. Однако их афера раскрылась.
Свою вину Юрченко на суде отрицал категорически. Так, к примеру, об эпизоде со стрельбой и табуреткой, он рассказывает так:
— Год назад я был приглашён в гости на улицу Гоголя с целью провести там ночь в малознакомой мне компании. Около 23.00 я уже был в квартире. При мне была сумка с деньгами, оружие, также я купил алкоголь и еду в ближайшем супермаркете. После всех событий (это было около половины первого), я выяснил, что мои деньги украдены, один пистолет уже продан, а второй спрятан. Я же тогда потерял сознание, а очнулся уже на улице, ограбленный...
По поводу «операции» с банком, Юрченко пояснил, что он тоже ничего плохого не хотел.
— В тот момент я имел официальную работу, хотел взять кредит в банке, чтобы успешно его выплачивать. Лишь позже узнал: фирма, которая сделала справку о доходах, была поддельной. Узнав об обмане, первым делом я решил, что виноват Варакайс. Но потом выяснил, что его тоже обманули. Тогда я лично отправился в прокуратуру.
В среду оба обвиняемых получили возможность произнести последнее слово. Свой прочувствованный монолог Владислав Юрченко закончил так:
— Я отсидел приличный срок, из которого шесть лет – в «одиночке». За стеной сидели те, кто был осужден на пожизненное. Тогда у меня было время подумать, и я принял решение завязать. Сейчас я вообще не понимаю этой ситуации. Так выходило, что всю жизнь я грабил, а тут меня ограбили...
Тем не менее, в приговоре судья Амолиня согласилась с обвинителем — Екатериной Кушаковой, и признала обоих подсудимых виновными. Окончательный приговор выглядит так: Юрченко – 8 лет и 6 месяцев (покушение на убийство было переквалифицировали на хулиганство и Юрченко получил по максимуму, предусмотренному статьей), Варакайсу — 2 года и 6 месяцев тюрьмы.
Чем Юрченко известен
В 1997 году на скамье подсудимых оказались: он, к тому времени дважды судимый главарь банды налетчиков (два убийства и участие в 13 вооруженных нападениях), пять раз судимый 37-летний Сергей Дмитриев (убийство и 7 вооруженных нападений), дважды судимый 29-летний Роман Богомазов (5 вооруженных нападений) и 23-летний Юрий Тихонов (7 вооруженных нападений).
Что им вменили:
В 1994 году Владислав Юрченко организовал бандитскую группировку, целью которой были вооруженные нападения и угоны дорогих иномарок. Это была одна из самых легко стреляющих банд 90-х. Позже выяснилось, что на вооружении группы Юрченко находились четыре автомата калибра 5,45 мм, пистолет люгер-22 калибра 5,6 мм, пистолет ТТ калибра 7,62 мм, два пистолета неустановленного образца калибра 7,62 мм, пистолет Макарова калибра 9 мм, пистолет парабеллум-R 0,8, переделанный под калибр 9 мм, и газовый пистолет.
Первый разбой с убийством произошел из-за автомобиля Ford Scorpio. Он закончился убийством Владимира Розенфельда, 1978 года рождения, и ранением его отца. Огонь на поражение из пистолета вел именно Юрченко.
Дальнейшая хроника разбоев и убийств выглядит так.
В августе — сентябре к банде присоединилось "не установленное следствием лицо". За это время им удалось захватить автомобили Volvo-850 и Toyota Carina. В октябре в группировку влился Богомазов, в декабре — Дмитриев и еще одно не установленное следствием лицо. К этому времени группа при нападениях стала использовать автоматы.
С октября 1994 года по апрель 1995 года ими было совершено 8 вооруженных нападений и захвачено пять автомобилей — Audi-100, два Volvo-850, Audi-80 и Saab -9000.
26 апреля 1995 года Юрченко, вооруженный пистолетом ТТ, и Богомазов ворвались в бар пансионата «Лиесма». В результате Юрченко убил охранника Анатолия Ланина, 1971 года рождения. Однако досталось грабителям всего 5 латов. В тот же день они и были задержаны правоохранительными органами.
После ареста главаря Юрченко его заменил Дмитриев и нападения продолжились: 11 мая 1995 года было совершено нападение на автомобиль Volvo-960, принадлежащий главе фирмы Interpegro Моисею Гуревичу. Когда Дмитриев наставил на него пистолет ТТ и приказал покинуть машину, Гуревич не растерялся и попытался вытащить зарегистрированный пистолет CZ. Однако Дмитриев выстрелил первым и всадил в хозяина авто всю обойму.
Остальные разбойные нападения результатов не приносили. 14 июня 1995 года был задержан и Дмитриев. Вскоре взяли и Тихонова.
Убийство за 5 латов
Об этом эпизоде много тогда писали газеты. Ибо убийство охранника выглядело на редкость бессмысленным даже на фоне сводки 1994-го года, рекордного по количеству убийств.
Дело было так. Юрченко и Богомазов отправились отдыхать в пансионат "Лиесма" в Юрмале. Там они выпили, осмотрелись и решили "взять кассу". После полуночи, когда большинство посетителей разошлись, пьяные Богомазов и Юрченко подошли к стойке и устроили побоище.
Вот как его описывает обвинительное заключение:
Богомазов схватил швейцара пансионата и ударил его, после чего стал бить посуду на стойке. Юрченко в этот момент приставил к шее швейцара пистолет ТТ и приказал барменше отдать деньги из кассы. И, чтобы показать серьезность своих намерений, передернул затвор пистолета. Однако у девушки не получалось открыть кассу — дрожали руки. Тогда Юрченко схватил её за волосы и стукнул головой о стойку. После этого они с Богомазовым попытались сломать замок кассового аппарата.
Тут на шум прибежал охранник пансионата — Анатолий Ланин. Юрченко в него выстрелил, однако ранение оказалось легким и охранник все же бросился на Юрченко. В это время швейцар стал бороться с Богомазовым.
Конец драке положил выстрел в упор в охранника. 24-летний парень погиб на месте.
После этого Юрченко и Богомазов забрали из кассы 5 латов, сумку швейцара (в которой были вещи и серебряные кольца на сумму 137 латов) и рацию охранника за 425 латов, скрылись.
Юрченко арестовали на следующее же утро на станции Дубулты. Он миро посапывал, лежа в обнимку с пистолетом на скамейке. Полиция, проходя мимо, решила разбудить пассажира, чтобы тот не пропустил поезд, а заодно и документы проверить...
Расстрел Гуревича
После ареста Юрченко банду возглавил Сергей Дмитриев. Он вместе с Юрием Тихоновым разработал план нападения на предпринимателя Моисея Гуревича. Целью нападения был его автомобиль — "Вольво-960", стоимостью 19 000 латов.
11 мая 1995 года "Ауди-80", за рулем которой сидел Тихонов, следил за машиной бизнесмена. Около 22.00 Моисей Гуревич подъехал к дому №13 по ул. Мелнавас — навестить свою дочь, и остановился около ворот дома. Тут к его "Вольво" подошел парень в бейсболке и солнечных очках. По версии обвинения, это был Дмитриев. Он подошел и, наставив на Гуревича пистолет ТТ, приказал ему выйти из машины. В ответ бизнесмен достал свою "чезетту". Однако убийца открыл огонь первым: Дмитриев произвел 8 выстрелов в Гуревича. Он тут же скончался. Убийца удалился с места происшествия по ул. Аглонас, где его в машине поджидал Тихонов. Причем шел Дмитриев довольно спокойно: по пути он выбросил бейсболку и очки.
Скандальный шлейф "дела банды Юрченко"
Cуд по «группе Юрченко— Дмитриева» шел непросто. В 1997 году он начался только с четвертой попытки. В ходе процесса сюжетные повороты открывались неожиданные. Так, к примеру, подсудимый Дмитриев утверждал, что его признательные показания по поводу убийства Гуревича полицейские просто... купили за 100 000 долларов. Правда, денег так и не заплатили.
Вот, что рассказывал по этому поводу сам Дмитриев в письме, адресованном нам:
«... Я с семьей попал в автокатастрофу. Причем моя жена пострадала очень сильно и деньги на лечение требовались немалые. Воспользовавшись этим, мой знакомый работник полиции Виктор Старовойтов предложил мне сделку: я чистосердечно признаюсь в убийстве Гуревича, а он мне дает половину от объявленной награды в 200 000 долларов. При этом на меня оказывалось моральное давление: несколько раз меня вывозили из следственного изолятора в больницу к жене. В итоге я согласился взять на себя преступление, которого не совершал. Однако в ноябре 1995 года я от своего «чистосердечного признания» отказался...»
Далее г— н Дмитриев намекает, что его попросту кинули. Причем не только в деньгах. По условиям сделки ему должны были вменить всего лишь превышение самообороны,а не убийство. Ведь бизнесмен тоже достал свой пистолет. Обещали: получишь всего пять лет, зато заработаешь 100 тысяч долларов.
Промежуточный финиш: два смертных приговора
В мае 1998 года Рижский окружной суд постановил приговорить:
Дважды судимого Юрченко — к высшей мере наказания;
Пять раз судимого Дмитриева — к высшей мере наказания.
Дважды судимого Богомазова — к шести годам тюрьмы.
Тихонова — к 8 годам тюрьмы.
На казнь, впрочем, в Латвии тогда уже был мораторий. А через год ее и вовсе отменили. В 1999-м смертный приговор Владиславу Юрченко был пересмотрен, и казнь «перекомпостировали» почему-то не в пожизненное заключение и даже не в 20 лет, а всего в 15.
Но даже в этом случае, отметим, он должен был досидеть по меньшей мере до 2010 года (взяли его, как мы помним, в апреле 1995 г.).
Те же, 12 лет спустя
...В Рижском окружном суде в минувшую среду собрались все те же: прокурор Екатерина Кушакова — она представляла обвинение и на этот раз, подсудимый Юрченко, и ваши корреспонденты. Философских мыслей по этому поводу есть две.
Первая: пожизненное заключение — это очень недолго в Латвии. "Об условно-досрочном освобождении Юрченко просила именно администрация тюрьмы. Видимо, уж очень хорошо он там себя вел", — отметила прокурор.
И вторая: по сути ничего не изменилось. Прокурор Кушакова по-прежнему симпатичная дама, очень хорошо выглядит. Юрченко (спортивный, подтянутый) обвиняет в своих несчастьях кого угодно, кроме себя. Что, впрочем, для "пацанской" манеры поведения — обычно. Ох, уж эти монологи в суде взахлеб: "Они, они, они...". До цинично-взрослой позиции: "виноват тот, кто умнее", люди его типа обычно не дорастают.
Поэтому нетрудно предположить, что через два-три года (отбыв одну треть заключения), г-н Юрченко снова окажется на свободе, где мы снова его все обидим. Полиция, как водится, его поймает и "будет мучить в застенках", прокурор Кушакова предъявит обвинение, а судьи — "напрасно закроют". Журналисты же опять "все переврут".
— Все может быть, — отреагировала на это предсказание прокурор Кушакова. — Он нас всех ещё переживет.
В виде назидательной альтернативы: один из участников нашумевшего в свое время нападения на "Латвияс берзс" недавно тоже вышел из тюрьмы, и уже устроился электриком. Впрочем, это уже другая история...