О пытках объявил и другой фигурант дела — находящийся в Одессе Адам Осмаев. Оба они отрицают свою вину в подготовке теракта.
Не покушение, а уроки арабского
По данным «Росбалта», на днях ФСБ РФ приобщила к уголовному делу о покушении материалы в отношении Ильи Пьянзина, поступившие из Украины. В них находятся и показания Ильи, которые он дал сразу после задержания в Одессе. Однако Пьянзин уже подал контрразведчикам заявление о том, что признания он сделал «после оказания на него психологического и физического воздействия». Как уверяет молодой человек, на Украине его били, пугали мерами в отношении его родственников, в результате он был вынужден частично признать свою вину. Сейчас назначена медицинская экспертиза, которая должна установить причины повреждений на теле Ильи. Ранее источник агентства в спецслужбах шутил: «Доказательства его вины на всю жизнь остались на его руках – они все в шрамах от взрыва бомбы в Одессе». Сам же Пьянзин уверяет, что случайно оказался на месте взрыва.
По его версии, он окончил один из вузов в Казахстане, где проживал вместе с матерью, женой и ребенком. Практику Илья проходил на местных предприятиях, однако потом ему поступило предложение устроиться на работу в одну из арабских стран. Правда, для этого требовалось знание языка. По словам Пьянзина, обучение арабскому он решил пройти в Египте, где оно стоило наиболее дешево. Там молодой человек и познакомился с уроженцем Чечни Русланом Мадаевым. Последний якобы предложил ему заняться бизнесом в Одессе, для чего они вместе и прилетели на Украину. Когда он пришел в съемную квартиру Мадаева, там произошел взрыв.
Согласился быть смертником
Эта версия значительно отличается от того, что Пьянзин и Осмаев говорили после задержания. Тогда Илья сообщил, что в Египте к нему и Мадаеву обратился представитель лидера террористической организации «Имират Кавказ» Доку Умарова, который предложил совершить теракты в отношении Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова. Подготовку к преступлениям они должны были пройти в Одессе, где у «Имирата Кавказ» есть своя ячейка. В этом городе молодых людей встретил Адам Осмаев. Сам он заявил, что теракты планировалось осуществить с помощью трех автомобилей, начиненных 200 кг взрывчатки. При этом Мадаев изъявил готовность стать смертником, если такая необходимость возникнет.
В январе 2012 года в одной из квартир в Одессе сработала кустарно изготовленная бомба. Мадаев тогда погиб, Пьянзин получил ранения. Его задержали по «горячим следам», а Осмаева — в феврале. Илья был передан России, а экстрадиции Осмаева помешало соответствующее решение Страсбургского суда. Когда Служба безопасности Украины закончила расследование, то выделила из него материалы в отношении Пьянзина и отправила их в Москву. Осмаева сейчас судят в Одессе. На первых слушаниях он заявил о своей невиновности, а также сообщил, что признательные показания дал под пытками.
Сотрудники ФСБ РФ установили личность представителя Доку Умарова, который встречался с молодыми людьми в Египте. По версии контрразведчиков, им являлся Вахид Эдельгириев. Он родился в 1982 году в Волгоградской области, был знаком с другим уроженцем этого региона – русским ваххабитом Павлом Косолаповым.
В конце 1990-х годов Вахид примкнул к отряду Чингисхана Гишаева (обвинялся в попытке покушения на Рамзана Кадырова в Москве в 2007 году, уничтожен два года назад), где прошел обучение минно-взрывному делу. В январе 2007 года Эдельгириев вместе с 17-ю другими участниками незаконных вооруженных формирований явился в правоохранительные органы Чечни с повинной, благодаря чему остался на свободе. Однако оказалось, что сделал он это лишь для того, чтобы на время легализоваться. Спустя несколько месяцев вместе с подельниками он совершил нападение на местных милиционеров и вновь был объявлен в розыск.