Кодекс подобреет нескоро
Итак, законодатели сейчас активно обсуждают очередное нововведение: отмену административного ареста за разного рода нарушения, в частности, за вождение в пьяном виде. Но все это пока только в стадии дискуссий.
— Административный арест за езду в пьяном виде был введен в конце 2005 года, — напомнила в разговоре с нами начальник Бюро по надзору за транспортным сообщением Винета Мистре. — Эта мера тут же дала свои результаты: если в 2005 году за езду в пьяном виде было задержано 14 000 водителей, то год спустя — уже около 8000.
Однако сейчас от административного ареста решено отказаться в свете общей реформы всего нашего «репрессивного законодательства». Даже уголовный закон в отношении к более мелким нарушителям станет гуманнее — отправлять их под стражу постараются пореже. В этой связи административное наказание не может быть суровее уголовного. Так что и Кодекс административных нарушений «подобреет». Но — не так скоро, как кому-то хотелось бы.
Пока, по словам г-жи Мистре — до 2016 года, пьяных водителей продолжат исправно сажать. И, как признают в Госполиции, пока система работает неплохо: за последние годы уровень пьяных, севших за руль, остается на одном уровне.
Чем будут стращать водителей после отмены ареста? Пока неизвестно. По словам г-жи Мистре, придумать, что-то придется, конечно. Обсуждается и пожизненный отъем прав. Но, как говорит Винета Мистре, это, скорее, совсем крайняя мера.
Советы бывалого
С введением административного ареста за езду в пьяном виде тюрьма стала близка народу как никогда — для многих нарушителей эта отсидка стала в жизни первой (и последней).
Один из водителей — охранник Алексей З. — поделился с нами своим опытом, как лучше пережить «сутки». А наказан он был так:
— Я вообще-то сидел дома и не ездил, но тут заболел кот. ЧП. Я взял его, отвез на прививку, вернул домой. А когда уже ехал в гараж, тут меня и остановили. Дальше все просто: констатировали, что «бесправниекс». И не только... Итог был таким: 400 латов штрафа и 15 суток.
Что Алексей рекомендует брать с собой: полотенце; спортивный костюм; свитер; теплые тапочки; носки (лучше несколько пар), газеты, желательно с кроссвордами (и чтобы кроссвордов побольше было); сигареты (скажем, пачки четыре).
Очень важно настаивать на самом точном описании ваших ценных предметов! Скажем, если у вас изымают на время отсидки мобильный телефон, потребуйте, чтобы в описи значилось, что он «Sumsung» такой-то.
Потому что, по рассказам, один из осужденных на 15 суток сдал «мобильный телефон зеленый», и на выходе получил «мобильный телефон зеленый». Только он оказался китайского производства, пластмассовый. Если у него откинуть крышечку, на табло появляется надпись «Хэлоу», и он музыкально плимплимкает. Но не звонит. И попробуй чего-нибудь потом докажи.
«Они съели мое мясо и разгадали мои кроссворды!»
Камера для автонарушителей — это обычная пятиместная камера. Вдоль стенки нары деревянные, у входа — параша, на потолке — три экономичные галогеновые лампочки. Нарушителям выдается поролоновый тоненький матрасик и тоненькое же одеяло. Радиоточки нет, воды нет.
Помимо Алексея, внутри оказались три нарушителя. Один — наркоман-героинщик, пойманный в обдолбанном виде за рулем. Двое — здоровенные такие рабочие, по прозвищу «чипендейлы» (прозвище придумали охранники). Наркоман сидел в изоляторе уже раз в десятый, работяги — в первый. Они хмуро жаловались на то, что менты сейчас, похоже, вообще не берут.
— Когда нас пьяными поймали, у нас на двоих с собой почти тысяча латов была! — рассказали они. — Мы им ее совали, говорим: что хотите, только не нужно нам ареста. Мы за эти 15 суток больше потеряем! Бесполезно. Говорят, извините, ничего не получится.
Через день в камеру добавили и пятого: им оказался известный латышский карикатурист, доставленный из Сигулды. Приговор у него был тот же: 15 суток плюс 500 латов штрафа. Суть нарушения: сидел на скамейке и пил в открытую алкоголь, забыв упаковать его в пакетик.
Карикатурист тут же украсил камеру неприличной картинкой. «Прикольный дядька», — с теплотой отзывается о бывшем сокамернике Алексей.
Быт на «сутках» оказался такой: утром каша и чай. Днем — суп и картошка. (По воскресеньям к картошке добавляется вареное яйцо.) Вечером снова каша и чай.
— Немного, конечно. Я похудел на восемь килограммов, — отмечает Алексей.
Во время отсидки каждый нарушитель имеет право: раз в день попроситься в санузел; раз за время наказания получить передачу.
— С передачей произошел скандал. Одному из строителей мама закинула посылку. Он открывает пакет — там хлеб, вареные яйца, две пачки сигарет и записка: «Вот тебе, Паша, я мяска порезала, пряников, сигарет пять пачек, газеты почитать...» В общем, расхождение с реальностью налицо.
Парень поднял хай. Газеты ему на следующий день вернули, но уже с разгаданными кроссвордами. Это его оскорбило в особенности. Ведь разгадывание кроссвордов — это гарантированно единственное развлечение на «сутках»! Арестованный написал на полицейских-охранников заявление. Даже уходя, ругался: «Мало того что они съели мое мясо и подрезали мои пряники, так еще и кроссворды мои все порешили!» Каждый день арестованных: охранника, наркомана, двух строителей и карикатуриста — выводили на прогулку во дворик. Пять на пять метров, сверху сетка. На полчаса.
— А на 15-й день, на прощанье, офицер подвел к бумаге на стене и сказал: «Вот, парень, смотри. 3 ноября вышел закон, по которому за повторное нарушение будет тебе уголовное дело, и уедешь ты как минимум на полгода. Так что иди и больше правил не нарушай...»
Вместо морали
Самый суровый штраф ждет водителя, если в его организме будет обнаружено более 1,5 промилле алкоголя. В этом случае его ждут административный арест на срок от 10 до 15 суток, штраф от 800 до 1000 латов, лишение водительских прав на 4 года.
Когда вернут фоторадары
Ещё одна из болевых точек латвийских дорог: «гонщики». В прошлом году их удачно ловили фоторадары. Однако сам проект их закупки вышел неудачным и его пришлось свернуть. Сейчас, как поясняет г-жа Мистре, на дороги вернулись живые полицейские, которых сняли с выполнения других функций. Так что безопасность в целом не пострадала.
— Но, понятно, что так долго продолжаться не может, — говорит Винета Мистре.
В связи с этим ответственные учреждения должны до 1 марта разработать видение новой закупки фоторадаров. Понятно, что процедура пойдет не быстро. Однако у нас есть все шансы снова увидеть фоторадары уже в следующем году.