Ревизоры считают, что требуются серьезные улучшения в реализации энергетической политики, надзоре за достижением целей, запланированных мероприятий и показателей, которые предусмотрены в NEKP. Нужно определить приоритетные шаги, которые приблизят цели NEKP, учитывая, что финансирования на всё недостаточно, а срок, когда цели должны быть достигнуты, близок.
В Латвии насчитывается 18 действующих документов по планированию политики в сфере энергетики и смягчения последствий изменения климата. NEKP на 2021-30 годы — основной из них. Он оговаривает национальные цели и направления действий для достижения климатических целей, установленных Еврокомиссией.
Национальный план включает пять основных направлений: декарбонизация, энергоэффективность, энергетическая безопасность, внутренние энергетические рынки, а также исследования, инновации и конкурентоспособность.
Хотя NEKP был утвержден еще в 2020 году и обновлен в 2024-м, план нельзя считать полноценной энергетической стратегией, считает Госконтроль, ведь в нем отсутствует баланс между целями, поставленными ЕК, и потребностями латвийской экономики, аспектами безопасности и обеспечением доступных цен на энергоносители.
Ревизоры указывают, что энергетической политике Латвии необходим долгосрочный стратегический документ, направляющий отрасль не только к достижению целей, которых требует Брюссель, но и к общему развитию.
В 2024 году Министерство климата и энергетики (KEM) начало работу по разработке Энергетической стратегии до 2050 года.
«Латвия взяла на себя обязательство достичь к 2030 году очень амбициозных целей энергетической политики, которые проистекают из наших международных обязательств. Сейчас мы приближаемся к середине периода реализации NEKP, и, продолжая таким же образом, Латвия рискует не достичь целей NEKP в установленный срок. (..) Отсутствуют промежуточные показатели, которые позволили бы регулярно оценивать прогресс и необходимые корректировки.
Нужно больше денег
Большинство целей достижимо только за счет дополнительных действий и привлечения дополнительного финансирования. Невозможно проследить, как влияют запланированные мероприятия на достижение целевых показателей. Необходимые на запланированные мероприятия ресурсы и их источники известны лишь частично, указали проверяющие.
На реализацию мер, описанных в обновленном NEKP, требуются дополнительные деньги — не менее 13,1 млрд евро, из которых на данный момент выделено лишь 3,8 млрд евро, или 29,1%, показывают расчеты Минфина. Но без финансирования целей NEKP достичь не удастся.
С момента утверждения NEKP прошло четыре года, а до истечения срока, когда план должен быть выполнен, осталось шесть лет. Пора расставить приоритеты, в условиях ограниченности времени и финансовых ресурсов нужно выбрать главные цели, чтобы NEKP не остался просто на уровне списка пожеланий, поясняет Госконтроль. Ресурсы госбюджета ограничены, и нет уверенности в том, что удастся привлечь необходимый объем инвестиций из частного сектора.
«Если цели не будут достигнуты, к Латвии могут быть применены санкции ЕС, что не освободит ее от [энергетических и климатических] обязательств, но станет дополнительным бременем для госбюджета», — пояснил член совета Госконтроля Мартиньш Аболиньш.
Два министерства не обеспечивают выполнения задач
Создание Министерства климата и энергетики не предотвратило дублирование функций его и Минэкономики — последнее до сих пор занимается некоторыми климатическими вопросами, хотя это теперь компетенция КЕМ, пишет Госконтроль.
В Латвии не обеспечивается выполнение отдельных задач по реализации энергетической политики в соответствии с NEKP и другими нормативными актами. Ряд шагов, за которые отвечают Минэкономики и КЕМ и которые должны были быть реализованы еще до 2023 года, выполнены лишь частично.
Разработка обновленного NEKP задерживается, а намеченные KEM научные исследования по энергетике не реализуются последовательно, хотя как раз на них финансирование предусмотрено, указано в заключении ревизоров.
Фактически не обеспечивается и не действует ни запланированный постоянный мониторинг реализации NEKP, ни надзор на уровне Кабинета министров, который рассматривался как инструмент эффективной реализации NEKP. Разработка системы мониторинга и отчетности будет продолжаться до мая 2025 года. В свою очередь, Национальный совет по энергетике и климату прекратил свою деятельность в 2021 году, а созданный в 2023 году Комитет по энергетике, окружающей среде и климату не проводит регулярных заседаний, хотя этого от него требует приказ премьер-министра.
Еще одно упущение, на которое указывает Госконтроль — компетенция госпредприятий не используется полноценно, чтобы снизить препятствия на пути развития энергетического сектора и достижения целей энергетической политики. До сих пор эта политика не способствовала ясному и целенаправленному устойчивому развитию энергетической системы в стране.
По оценке проверяющих, инвестиции некоторых госпредприятий в развитие энергетической инфраструктуры в основном основаны на бизнес-интересах и недостаточно влияют на достижение целей, установленных государством. Практически все шаги, запланированные анализируемыми госпредпритиямия, касаются сферы энергетической безопасности, заключили ревизоры. В итоге возникает риск, что запланированные в NEKP результаты в области энергетической независимости не будут достигнуты.
По результатам ревизии Министерству экономики и КЕМ даны три рекомендации:
улучшить управление энергетической политикой, выдвинув приоритеты для достижения целей NEKP, усовершенствовать мониторинг и оценку достигнутых результатов, а также создать условия для привлечения дополнительного частного финансирования на развитие энергетического сектора;
снизить административные барьеры и стимулировать более активное участие производителей электроэнергии в развитии мощностей возобновляемой энергетики;
повысить качество документов по развитию отрасли, включив в них приемлемую для латвийских условий структуру производства электроэнергии, оценив достаточность мощностей и прогнозы потребления электроэнергии при различных сценариях развития энергетической отрасли.