Вчера свои показания давал бывший министр промышленности и энергетики Айвар Миллерс. Обсуждался весьма актуальный вопрос о скидках — кто и почему их давал отдельным фирмам.
Кто давал скидки?
Экс-министр в суде заявил, что у Лембергса не было возможности распоряжаться скидками по тарифам на перевалку нефти и нефтепродуктов, пишет NRA.
Однако возможность сказать свое слово при принятии решений о скидках была у объявленного потерпевшим в «деле Лембергса» Валентина Кокалиса. Даже сам Кокалис в своих показаниях говорил, что без скидок бизнес для Puses или другой фирмы был бы невозможен.
Миллерс вспомнил, что в начале 90-х годов Министерству промышленности и энергетики были подчинены все государственные предприятия. В том числе и Ventspils nafta. Самыми заметными экспедиторами нефти и нефтепродуктов были компания Айнара Гулбиса SWH и LatWestEast Владимира Комогорцева, Юрия Шабашова и Сергея Генералова.
По словам Миллерса, вопрос о скидках актуализировался в 1992 году. В итоге объем скидок составлял до 20% от фиксированного тарифа на перевалку.
Прокуроры задали свидетелю и экс-министру вопрос о влиянии Лембергса на принятие решений о скидках. На что тот ответил:
— Цифры с Лембергсом вообще не обсуждались. Лембергс никогда ни один вопрос по поводу скидок не обсуждал.
По словам Миллерса, одной из первых компаний, получивших скидки, была SWH.
Тогда же за скидками обратились и представители Puses Мамерт Вайвадс и Улдис Пумпурс.
— У меня не было причин им отказывать, — говорит свидетель.
Размер скидок зависел от объема груза.
Кокалиса экс-министр помнит как юриста Ventspils nafta, который участвовал в подготовке всех вопросов, включая решения о скидках.
Непростой потерпевший
Эти показания в любопытном свете представляют Валентина Кокалиса, который является в данном деле потерпевшим. В чем суть: весной 1993 года фирма Puses сначала получила скидки от министерства, а только затем была основана и зарегистрирована в Регистре предприятий. То есть скидки Puses получила ДО ТОГО, как достигла какого-то объема перевалки. Можно сделать вывод, что Кокалис составил документы так, что у министра «не было причин отказывать», пишет NRA.
Сам же Кокалис утверждает: он был негласным основателем Puses. И на этом бизнесе он заработал миллионы...
Очень важный потерпевший
По поводу второго потерпевшего – Айнара Гулбиса – экс-министр Миллерс припомнил, что именно его, а не Лембергса в начале 90-х годов считали «одним из самых богатых и влиятельных людей».
— Гулбис чувствовал себя в Латвии очень важным, — говорит свидетель.
В начале 90-х Гулбис решил арендовать у государства Ventspils nafta по цене, которая была намного ниже годового дохода предприятия. Миллерс подчеркнул, что Ventspils nafta была одним из главнейших предприятий в стране, бюджет компании превышал бюджет страны.
— За предложенную Гулбисом сумму отдавать предприятие было нельзя. Но он был уверен, что в итоге получит Ventspils nafta, — вспоминает бывший министр.
По словам Миллерса, не только Гулбис, но и вся группа SWH в начале 90-х была весьма влиятельной в латвийском бизнесе. В группу входили Гулбис, адвокат Платацис, юрист Айвар Боровков и «еще один человек, который до сих пор работает в политике», — говорит Миллерс.
— У SWH было не только богатство, но и влияние в политике. У нее большие заслуги в основании Latvijas Сeļš.
Политтехнолог Лиепниекс: «Влияние порождает влияние»
Сегодня показания давал политтехнолог Юргис Лиепниекс. Он вентспилсского мэра характеризовал как легендарного, строгого и скрупулезного руководителя с высокими требованиями к своим подчиненными. С большим влиянием.
Судья Борис Гейман в начале допроса спросил у свидетеля, что он может сказать в связи с этим делом. На что Лиепниекс ответил: «Думаю, ничего». Тогда допрос начали прокуроры.
Отвечая на их вопросы, Лиепниекс припомнил, что познакомились они с Лембергсом в 1996 году, когда мэр Вентспилса приехал с рабочим визитом в Кабинет министров, а Лиепниекс был помощником премьера Андриса Шкеле.
На вопрос о влиянии Лембергса он ответил:
— Думаю, г-н Лембергс — очень значительная политическая фигура в Латвии.
По его мнению, особенно велико влияние Лембергса в Вентспилсе, где ему очень преданны.
Лиепникс признал, что ему было известно о разногласиях, которые возникли в 2002 году в политических группировках, руководимых Шкеле и Лембергсом. Однако свидетелю не кажется, что в центре разногласий было влияние в транзитном бизнесе.
Ему задал вопрос и сам Айвар Лембергс, который поинтересовался: как можно измерить это самое политическое влияние? На что свидетель отметил, что один из существенных факторов – это доверие избирателей. Он добавил также, что «влияние порождает влияние».
— Чем вы влиятельнее, тем влиятельнее становитесь.
По его мнению, это объясняется наличием информации, опытом и связями.
Рассказывая о стиле руководства Лембергса, Лиепниекс вспомнил, случай, как он рано утром – около 8 – приехал с визитом в Вентспилс. Секретарь думы приняла его и попросила подождать, так как мэр еще не пришел на работу. Выяснилось, что Лембергс отправился на ежеутренний рейд по Вентспилсу, чтобы посмотреть, как город провел очередную ночь...