Всего на скамье подсудимых трое человек: Харитонов, Эрик Ловец и Владимир Васильев (Холодильник). Им вменяется вымогательство.
Потерпевших — двое. Это 44-летняя дама, мать троих детей Елена Красильникова и её бизнес-партнёр 65-летний Владимир Кузин.
На одном из прошлых заседаний, после того, как все трое обвиняемых объявили о том, что своей вины они не признают, суд перешёл к допросу потерпевших.
«Я боялась за жизнь своих детей»
Г-жа Красильникова, элегантная блондинка в очках начала свой рассказ так:
— В основе этого конфликта – несостоявшая сделка по продаже бриллианта стоимостью в 4,5 миллиона долларов.
Нюансы дела, по словам потерпевшей, были такими:
— Около трёх лет назад мы с компаньоном Валерием Кузиным участвовали в сделке, на которой могли заработать 1% с продажи драгоценности – большого бриллианта. Изначально речь шла о сумме в 4,5 млн долларов, но позже выяснилось, что его красная цена – 120 000.
Давний знакомый Кузина Николай Харитонов утверждал, что лично знаком с продавцом этой драгоценности – Арнисом Янсоном. Но нам так его и представили. Затем стало известно, что Янсонс – такой же посредник, как и мы. А настоящий владелец бриллианта – некто по фамилии Ахунд-Заде.
С помощью своих связей в России и Израиле я начала искать покупателя. В итоге желание приобрести бриллиант изъявил гражданин Израиля Валерий Мушаилов. Янсонс лично собирался вести эту сделку. Он хотел оформить её через свою оффшорную компанию, которую зарегистрировал специально для этого. Но сделка купли-продажи сорвалась.
После этого Янсонс начал требовать, чтобы мы возместили ему расходы – была названа сумма в 18 000 долларов – он потратился, пока в июне 2010 года ездил в Украину, где пытался договариться с продавцами.
Далее, по словам потерпевшей, их с Кузиным начали «морально прессовать»:
— Начались навязчивые звонки, затем последовали словесные угрозы, после чего было несколько встреч с Янсонсом. Мы пытались объяснить ему, что ничего ему не должны, да и сами ничего не получили. Но он будто не слышал. Роль Харитонова во всей этой истории мне осталась не понятна. Арнис же заявил нам прямо: «Если не заплатите, вами будет заниматься Холодильник.
Важная встреча, собравшая как посредников, так и «братву», состоялась осенью 2010 года в кафе в Олимпийском спортивном центре, что в Риге на улице Гростонас. На ней предполагалось «распределить роли».
— Я пришла не одна, с мужем Сергеем Максимовым, был также Кузин, Ловец, Янсонс, моя подруга и ещё несколько человек, включая Владимира Васильева (Холодильника).
— Васильев и Ловец лично мне тогда не угрожали. Но была очень грубая и агрессивная форма разговора, на нас пытались психологически давить, заставляя заплатить 18 000 долларов. А потом Кузин рассказал мне, что ему начали угрожать серьёзнее – ему и его семье.
Какова роль Харитонова во всем этом?
— Он делал вид, что на нашей стороне. А потом как-то заявил: «Это группировка из Пардаугавы, они отмороженные, с ними бысмысленно бороться, лучше заплатите. Они могут сделать гадости и даже сжечь дом». Харитонов якобы договорился ради нас – уменьшил сумму «долга» до 10 тысяч, которые было позволено платить частями.
По словам дамы, она с партнером на это ответили так: напишут заявление в правоохранительные органы, если вымогательство не прекратится. После этих слов на полгода их оставили в покое. Заявления тогда никто не писал. Однако затем «прессинг» начался снова.
— Я уже начала бояться. Особенно – за троих своих детей. Как-то они сказали мне, что, катаясь на велосипедах по Вецмилгравису, они заметили, как за ними следит какой-то лысый мужчина. После этого Кузин был вынужден «одолжить» деньги в полиции – десять тысяч, нас снабдили записывающими устройствами и мы начали переговоры. При встрече в кафе «Чёрный кот» на бульваре на бульваре Райня мы передали деньги в конверте этим людям (Холодильника среди них тогда не было). В этот момент последовало задержание. Это было 29 июня 2011 года.
Кузин: «Арнис мог получить более 100 000»
Потерпевший Валерий Кузин в своих показаниях в основном согласился со словами своей партнерши. Но сделал дополнительные пояснения. К примеру, сообщил, что потенциальный покупатель бриллианта Мушаилов приехал из Москвы.
— Тогда и выяснилось, что камень находится на Украине, и у него три хозяина. Арнис полетел туда, чтобы свести их всех вместе. У него был специальный контракт, по которому он мог получить около 100 тысяч при удачном исходе сделки... Когда началось «выбивание долга», я пытался ему доказать, что на основе этого документа он может обратиться к продавцам, которые должны заплатить ему что-то вроде неустойки. И это вовсе не 10 000, а более 100 000 долларов.
Затем с ним (Кузиным) приходил на встречи Васильев. По версии потерпевшего, ему угрожали:
— Он мне сказал: «Вы должны – и всё. Денег у нас в общаке хватит, чтобы вас покалечить, если не заплатите». Меня тогда больше всего возмутило, что угрозы (даже убийством) в мой адрес звучали при моём сыне Эрнесте, которого два раза в неделю я возил на тренировку.
Одна из фраз, обронённая им на второй встрече: «С тобой может произойти как со Славиком из Петербурга...»
После того, как я сказал, что обращусь в полицию, нас на полгода оставили в покое. Эрика (Ловеца) до этого я вообще мало встречал. При встречах он больше молчал.
После выступления потерпевших суд планирует допросы свидетелей.
Бриллиант или кусок угля?
Любопытно, что у защиты в рамках этого дела возникли претензии к самому бриллианту. Не исключено, что речь с самого начала шла об афере.
— Это была довольно популярная схема в 90-е, — пояснил нам известный в Латвии антиквар Артур Авотиньш. — Появляется, к примеру, в банке некто с драгоценностью — «за 10 миллионов» — и просит 2-миллионный кредит на основании такого залога...
Эксперт рекомендовал по-подробнее изучить документы камня. Как выяснилось, на конкретный черный бриллиант выдано два сертификата. Один из них — Киевским геммологическим центром.
В этом документе сказано, что «бриллиант грушевидной формы весит 82,82 карата, непрозрачный, симметричный». Однако на сертификате нет даже адреса или телефона учреждения, его выдавшего. Если поискать что-то по поводу этого центра в Интернете, то первое, что выдают поисковики, это «Госсударственный геммологический центр Украины», который находится в Киеве и является уважаемым учреждением. Однако, как нетрудно догадаться, к этой государственной структуре «Киевский геммологический центр» отношения не имеет. Это структура коммерческая.
На некоторых форумах, посвященных продаже драгоценных камней, упоминаются сертификаты, выданные этим «центром». Однако посетители форумов единодушны: это мошенничество, а бумажка – ничего не стоит.
«Наверное специально для Вас сделают скидку 30%?» — иронизируют над потенциальным покупателем в Интернете.
Второй сертификат, как в нем указано, выдан Центральной лабораторией драгоценных камней Объединенных Арабских Эмиратов, при муниципалитете Дубаи, геологом по имени SutasSingbamroong и специалистом по драгоценным камням и благородным металлам Aisha AL Mazrooei. В этом документе указан только вес камня, его параметры и стоит пометка: «Признаки искусственной модификации цвета».
Для справки
Все трое фигурантов дела обвиняются по 2-й части 183 статьи УЗ. Им вменяется вымогательство в группе по предварительному сговору. В качестве наказания обвиняемым грозит лишение свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.