Несколько цитат об этом:
— Документы, то есть договоры нашей партии с Анжелой Алёхно и Петерисом Дзалбе, действительно существуют. Они могут быть переданы либо в полицию, чтобы она имела возможность более подробно разобраться в трагической гибели Григория Владимировича Немцова, либо переданы в суд. В случае, если партия посчитает это нужным и проявит инициативу, чтобы убийство было раскрыто.
На вопрос журналиста, где теперь договоры с депутатами Алёхно и Дзалбе, которые вышли из одной с Григорием Немцовым и Рихардом Эйгимсом коалиции и стали независимыми, ответ был таким:
— В принципе, договоры уже переданы полиции. Алёхно и Дзалбе баллотировались по списку партии «Латгалес таута», в них были вложены средства, партия понесла определенные затраты. На них были возложены партией и добровольно приняты кандидатами в депутаты определенные обязанности. Естественно, что выдвиженцы должны были выполнять поставленные перед ними задачи, предвыборную программу нашей партии. Поэтому логичным было решение заключить договоры с кандидатами в депутаты.
На вопрос о законности такого рода договоров, с которыми раньше не приходилось встречаться, юрист Ольга Широкая ответила так:
— Не могу точно процитировать текст идентичных обоих договоров, но смысл их таков: либо мандат, либо денежная сумма. Инициатива появления такого рода документов принадлежит Григорию Немцову.
На это журналист попытался уточнить: что конкретно стоит за словами «либо мандат, либо огромная сумма денег»? Означает ли это, что получивший депутатский мандат может не расставаться с ним и поступать не по воле партии, а как ему заблагорассудится, но выплатить партии неустойку? Не каждый может выложить такую огромную сумму, наверняка это и должно было удержать депутата от отклонения от линии партии. А если отклоняться, то вместе с партией.
— Сейчас я не могу это оценивать, – ответила г-жа Широкая. – Все наши решения принимаются коллегиально. О том, имеют ли отношения эти документы к уголовному делу, решать полиции. Я законопослушный гражданин и стану делать какие-то выводы, когда будет решение суда.
В чем коррупция...
Депутат Петерис Дзалбе, занявший место Григория Немцова в думе, как следующий по выборному списку партии «Латгалес таута», сам проявил инициативу и рассказал, как появился подписанный г-ном Дзалбе договор с оригинальным содержанием. И есть ли у депутата деньги, чтобы расплатиться с партией, открывшей дорогу во власть.
— Договор об обязательствах кандидата в депутаты (если он станет депутатом) был составлен Григорием Немцовым и предложен мне за две недели до подачи списков в избирательную комиссию. Я в тот момент являлся председателем Даугавпилсского отделения Партии социальной справедливости. Но подписывал составленный Григорием Немцовым договор как физическое лицо, которому было предложено идти на выборы по списку «Латгалес таута».
...Немцов написал число «300 тысяч латов». Это, как я понял, цена согласия, обязательство соблюдать принципы. Но вовсе не покупка депутатского места, как пишут некоторые журналисты. На самом деле договор, составленный в одном экземпляре и подписанный мною и Немцовым, был о том, что человек не имеет права менять свои принципы. А если все-таки решится, то 300 тысяч его остановят...
Однако г-н Дзалбе признает: в договоре была заложена политическая коррупция. Формулировка звучала так: если депутат не будет руководствоваться установками правления по выбору должностных лиц города, то депутат обязан уплатить партии 300 тысяч латов.
На фото – Ольга Широкая, фото с портала Gorod.lv.