Германа Милуша в Латвии помнят, как бизнесмена первой волны, владельца фирмы Mikas, дилера автомобилей марки BMW. Однако в середине нулевых он из Латвии уехал, а точнее бежал. Это было незадолго до приговора по Юрмалгейту-1. Свою вину он категорически не признавал, но шансов это доказать не видел. "Тут жаждут крови", - пояснил он нам в интервью накануне отъезда. Как сейчас выясняется, свои проблемы бизнесмен решил. И кстати, вопреки приговору, его имущество в Латвии не было конфисковано.
Латвии он по-прежнему числится в розыске, но особого фанатизма никто не проявляет. "28 марта прошлого года полиция проинформировала Земгальский окружной суд о том, что Герман Милуш задекларировал свое место жительства в России. Но его выдачи у соседнего государства прокуратура просить не стала, так как Милуш принял российское гражданство," - комментирует ситуацию Nekā personīga.
С его имуществом тоже все утряслось. Перед оглашением приговора Милуш переписал 5 объектов недвижимости и доли в фирме Mikas на свою супругу Эллу. Вместе с обвинительным приговором, суд постановил имущество Милуша конфисковать. Однако этого так и не было сделано. В 2011 году по просьбе судебного исполнителя суд отменил арест имущества на недвижимость в Юрмале и жилой дом в Бабите.
«От меня требовали показаний на Шлесерса и Шкеле»
В марте 2006-го года - накануне своего исчезновения - Милуш дал нам интервью, в котором рассказал свою версию «Юрмалгейта-1».
Он сразу заявил, что не виновен, «взяточных денег» никому не передавал. Но в консультациях по выбору юрмальского мэра участвовал.
- Я прекрасно осознаю, что дело приняло публичный характер - кое-кто хочет крови. На сегодняшний момент ясно, кто именно. И я прекрасно осознаю, что мне вменяется статья, по которой полагается от 6 до 12 лет с конфискацией.
Однако ряд любопытных вещей г-н Милуш все же пояснил.
О «подкупном деле» как таковом. По его словам, оно изначально носило характер политического заказа - под прицелом были Шлесерс и Шкеле. Это он понял еще на первых допросах, где ему предложили размен:
- В прокуратуре мне были сделаны прямые предложения: «Вы нам не нужны - дайте нам показания на г-д Шлесерса и Шкеле. Ведь вы получили от Шлесерса 100 тысяч латов, которые должны были передать дальше».
По словам бизнесмена, в обмен на признание ему предложили статус охраняемого свидетеля и возможность свободного проживания за границей. Однако он отказался. И стал обвиняемым.
По его словам, на него продолжали давить: «А если на конверте с деньгами и на самих деньгах окажутся отпечатки ваших пальцев»?
- Однако моих отпечатков они не нашли.
Как он оказался во все эти дрязги с выбором мэра замешан? Из-за гостиничного комплекса «Мариенбад».
Он и не скрывал своей заинтересованности в юрмальских властях. Ведь принадлежащий ему «Мариенбад» - это в потенциале стомиллионный бизнес. Вот он и взялся участвовать в предвыборных консультациях.
Корр.: - И все-таки: почему вы за это взялись? Разве политикам не проще было договариваться напрямую?
Милуш: - Не проще. У политиков зачастую бывает так: встретились, поулыбались друг другу, о чем-то вроде бы даже договорились... Потом разошлись - и ничего никем не выполняется.
В таких случаях, пояснил бизнесмен, стороны и прибегают к помощи предпринимателей, как людей, «по профессии» сдерживающих обещания. «Я, опять-таки, не вижу в этом ничего предосудительного...»
По мнению Милуша, у СМИ к этому вопросу какой-то запредельно абстрактный подход.
- У Шлесерса какая-то журналистка на волне скандала спросила: «Неужели, когда вы будете выбирать президента, вы тоже посоветуетесь с Милушем?» Почему нет? Что в этом плохого? Почему между бизнесменом и политиком не может быть дружеских отношений, если речь не идет о прикрытии чего-то криминального, идущего вразрез с законом?
Промежуточный финиш
Судя по неофициальной информации у Милуша в России бизнес. Он свои вопросы, как видим, решил.
В международном розыске находится ещё один участник дела - Леонид Ласманис, признанный виновным в посредничестве при даче взятки. Он сбежал из Латвии ещё во время суда. В последний раз его видели на границе с Эстонией 15 января 2007 года.
Для справки: бизнесмен из 90-х
Герман Милуш, 1963 г. р, уроженец Амурской области. Учился в РПИ. Работал в Латвийском пароходстве. В 1991 году организовал фирму «Мик». Позже - вместе с Эриком Кажей - основал MIKAS, стал его президентом.
В 1998 году принял участие в организации дилерской сети БМВ в экс-СССР. MIKAS стал официальным дилером автомобилей БМВ в Латвии.
Весной 2005 года оказался одним из подозреваемых во «взяточном скандале». Тогда же заключил с женой Эллой брачный контракт, по которому имущество Милуша досталось супруге.
Сейчас предприятие MIKAS уже ликвидировано.
24 марта 2005 году из правления был выведен сам Герман Милуш. Председателем правления стала Элла Милуша. 13 июля 2006 года Герман Милуш снова стал членом правления с правом представительства фирмы. Но 12 апреля 2007 года Милуш снова был выведен из правления, его место занял Ренар Кокинс. Затем, в конце 2007 года - ещё одна смена, пост занял Куватов Махмадназар. 29 октября 2009 года суд признал компанию неаплатежеспособной. Она была ликвидирована 28 июля 2010 года.
Юрмалгейт-1: взятка, прослушка и пленки
По мнению следствия и суда, накануне выборов мэра Юрмалы в марте 2005 г. новоизбранный депутат Илмарс Анчанс встретился с «заинтересованными лицами» - Леонидом Ласманисом и Гвидо Волбругсом.
Утром в день выборов мэра Ласманис передал Волбругсу конверт с 20 000 евро, полученный в большом автомобиле у здания думы. Далее Волбругс передал конверт адресату.
В итоге деньги были изъяты, а Ласманис и Волбругс задержаны. Позже к списку подозреваемых по делу добавились экс-мэр Юрмалы Хлевицкис и Герман Милуш.
Год спустя произошел вброс пленок «тайных переговоров» через передачу государственного ТВ "Де-факто", из которой следовало: в интриге вокруг мэра Юрмалы активно участвовали Айнарс Шлесерс, Андрис Шкеле, ТБ/ДННЛ. Однако, как пояснил нам тогда сам Милуш: "А где же представители "Нового времени?", они же тоже участвовали в переговорах.
Вот, в частности, какие куски телефонных разговоров участников скандала представила передача:
11.39. Милуш в Разговоре с экс-мэром Хлевицкисом (...)
- Ачанс, как я уже говорил, это шпион, но шпион бессовестный. (...) Так что этот вариант отпадает. О нем сейчас другие новости. Эйженс сейчас собрал «тевземцев». (...) В двенадцать на связь выйдет Батька (по версии «Де-факто» - Янис Страуме. - Прим. авт. ). Я связался с Андрисом, пусть он тоже поговорит с Батькой. Тогда у нас еще будет надежда. (...)
12.22. Милуш в разговоре с «тевземским» спонсором, управляющим Лиелупского порта Цепурниексом:
- По дружеским каналам переговорили с Грикисом (ТБ/ДННЛ). Он сказал, что не может на это пойти. Потому что Гринбалтс приказал другое. Если ему Гринблатс или Страуме скажут действовать по-другому, он охотно сделает.
Цепурниекс: - Ему сейчас же скажут. Я сейчас. Знай. Я все сделаю.
13.17. Милуш: - Да, Леня?
Ласманис: - Слушай, мне вся пачка понадобится. (...)
Милуш: - Прямо сейчас?
Ласманис: - Ну да. У него через полчаса начинается. Ну я сказал, как только все сделает, тогда и получит все сразу. Это тот самый первый вариант. (...) Плюс еще то, о чем мы говорили. Он сказал да, но где гарантия. (...) Значит, нужна вся пачка.
Милуш: - Еду к тебе в Юрмалу.
13.22. Милуш: - Андрис, мы получили сигнал, что один, возможно, согласился.
Шкеле: - Да.
Милуш: - Мы идем ва-банк!
Шкеле: - Ну пускай. Хорошо, я понял. Я сейчас.
13.31. Милуш: - Айнарс, похоже, один согласился, я лечу в Юрмалу. Можно сказать, мы идем ва-банк.
Шлесерс: - Нужно сегодня подтвердить? (...)
Шлесерс: - Не нужно откладывать, давай. Это Грикис?
Милуш: - Ну я молчу.
Шлесерс: - Ясно, тогда давай не рассказывай. Короче говоря, я сделал все что мог. Звонил и Страуме. Ну тогда работай и звони.
Марина Михайлова, Николай Кудрявцев