Версия для печати
  10:20    6.9.2019

Версия о картеле: как связаны между собой бизнесмены, которых водили в KNAB

Версия о картеле: как связаны между собой бизнесмены, которых водили в KNAB
pixabay.com
В такой маленькой стране, как Латвия, где все знают всех, предпринимателям труднее не создать картель, чем создать, - пишет Neatkarīgā. Газета делает предположение, насколько широки могут быть строительные схемы и указывает на роль в строительных схемах детей крупных политиков и высших чиновников.
Что очевидно: строительных фирм в Латвии много тысяч, но на конкурсах за все важные и доходные объекты сражаются хорошо, если десять фирм.

На первый взгляд это совершенно логично и неизбежно. Конечно, Латвия слишком мала, чтобы здесь были сотни фирм, способных браться за такие большие заказы, которые появляются один-два раза в год. Даже десять фирм - это уже много на такое количество объектов. Они должны очень напрягаться в борьбе за выживание. Это не означает, что единственной стратегией фирм должна быть способность строить по более низким ценам, конкурируя с другими фирмами и перенимая их рыночные доли. Если бы так было, в Латвии уже осталось бы две-три крупных строительных фирмы. Если этого не произошло, то, скорее всего потому, что владельцы фирм смогли вовремя остановить конкуренцию и договориться о разделении и удержании важных заказов на таком уровне цен, который позволяет выжить десятку, а не двум-трем предприятиям.

В условиях Латвии возможна и такая математика, что 10 = 2 или 3. А именно: юридически самостоятельные фирмы создали связи - совместные дочерние предприятия, частью которых руководят дочери и сыновья (в том числе политиков и высших чиновников), которые значительно уменьшают реальную независимость юридически самостоятельных предприятий. Не случайно именно в последние годы было внесено несколько изменений, чтобы такие процессы были максимально скрыты от общества. Помогает и искажение данных о дате рождения в персональных кодах, и удаление детей из деклараций доходов должностных лиц. Появились и планы министра юстиции Яниса Борданса (Новая консервативная партия) сделать фактически недоступными и негодными данные, которые в настоящее время можно получить из регистра предприятий. Государственные высшие должностные лица на это пускаются, вероятно, с намерением получить дополнительные преимущества своего служебного положения, позволяющего получить информацию о крупных предпринимателях очень узкому кругу...

Нельзя не отметить и такую особенность Латвии: крупнейшие строительные фирмы могут и не быть реальными строителями, а лишь почтовыми ящиками, специализирующимися на получении и разделении заказов для тех, кто непосредственно строит. И это, разумеется, более прибыльная деятельность, чем реальные строительные работы.

Из публично доступной информации невозможно получить полную и надежную информацию о том, как строительные фирмы были сгруппированы и не происходит ли сейчас их перегруппировка.

В качестве центрельной фигуры строительной отрасли Латвии называется предприниматель Марис Мартинсонс. Он в течение последних четырех лет постоянно оказывается в числе фигуратов какого-нибудь нового уголовного процесса. Не все эти дела явно связаны с строительной отраслью, но ведь нигде не сказано, что связи между строительными предприятиями должны проходить только через строительство.

В последние годы М. Мартинсонс действует под прикрытием имен своего сына Марциса и дочери Моны, которые уже 10 лет руководят фирмой MM Investīcijas, - указывает Neatkarīgā. Через ответствления различных посредников эта фирма связана со всеми фирмами, которые на нынешней неделе подверглись репрессиям.

 

 

Продолжение - читайте дальше на второй странице текста. 

 


 

 

По ветви Extron Investments достигаются Arčers, Binders и другие предприятия, связанные с Армандом Гаркансом. Другое ответвление - Dzintara parks и Dzintara rezidence - ведут к Skonto būve и Гунтису Равису, который, в свою очередь, связан с семейными предприятиями Андриса Шкеле. Еще одна ветвь Priežceļi ведет к ReRe būve и дальше через него - в LNK Industries. Таковы публично доступные фрагменты связи между предприятиями, попавшими в уголовную хронику этой неделе. 


Рихард Равис: "Ничего не знаю о картеле"

В свою очередь новый собственник и руководитель группы предприятий Skonto Рихард Равис уже выступил со своей версией: он ничего не знает о картеле, и сомневается, что на столь раздробленном рынке, как строительство в Латвии, какая-либо строительная фирма или группа строительных фирм могла повлиять на весь рынок.

Равис также отметил, что ни представители Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), ни Совета по конкуренции не совершили никаких процессуальных действий ни в одном из предприятий группы "Skonto".

 

И еще: громкие обыски и обвинения последних дней повлияют негативно на строительный сектор в Латвии. «Я полагаю, что это отпугнет те иностранные строительные компании, которые собирались принять участие в конкурсах в Латвии. В свою очередь, это уменьшит конкуренцию и негативно повлияет на интересы заказчиков», – сказал Р. Равис.

Источник - nra.lv