Версия для печати
  21:09    4.10.2012

Откаты в детской больнице: схема и бесхозные 700 000 (дополнено)

В суде Земгальского предместья Риги начался громкий процесс о мошенничестве и взятках при закупках в Детской клинической университетской больнице. Чем дело интересно: большой суммой взятки — 80 000. И еще: впервые под судом по уголовному делу в качестве обвиняемого юридическое лицо — фирма Pamats.

Осложнился процесс и политическим нюансом: по неофициальным данным, часть денег должна была уйти в кассу «Народной партии».

Схема с «уточнением» сметы

Схема, по версии обвинения, выглядела так:  больница объявляла конкурс на строительство объекта, после чего  претенденты подавали свои предложения. Когда чиновники знакомились с этими предложениями, оказывалось, что фирма Pamats выдвигает очень выгодные условия. Вот только когда фирма получала непосредственно заказ, смета менялась. Дальше нужно было лишь убедить членов комиссии по закупкам в математической ошибке, а потом дать взятку, чтобы на это закрыли глаза.

Для того чтобы схема работала, нужен был свой строитель — Rigas firma Pamats, своя компания по надзору — Projektu vadibas un attistibas birojs, а также свои люди среди заказчиков, которые также покрывали правление больницы.

Как нажиться на заказе

На практике это выглядело так. Возьмем для примера  строительство перехода для нового многофункционального корпуса больницы. 18 августа 2009 года подрядчик для этих работ выбрал  фирму PPF buve, в состав которой входит и вышеупомянутая фирма Pamats. Предложенная цена без НДС составляла 131 345 латов. Предложение было самым выгодным из всех поданных. Однако это была лишь имитация самой низкой стоимости. Как только дело дошло до выполнения договора, смету увеличили на 22 000 латов, а разницу разделили между собой.

Так произошло и, к примеру, при реконструкции дома  для родителей. Сначала была внесена смета на 369 000 латов, но потом сумма превратилась в 390 000 латов. Сама же реконструкция была полностью оплачена пожертвованиями.

При строительстве самого многофункционального корпуса даже махинаций проводить не пришлось – заказ оформили без всякого конкурса. Далее в смету помимо строительных работ включили сумму, которая должна была отойти чиновникам. Откат составил 33 000 латов. Сам же проект финансировался на кредит, за который поручилось государство.

8 обвиняемых вину не признают

Итак, под судом за взяточничество и мошенничество оказались 8 человек: экс-член правления больницы Арнис Крамзакс, хозяйственный директор больницы Айвар Лысенко, пожарный инспектор Юрис Шмитс, член правления Projektu vadibas un attistibas birojs Райтис Муйжниекс, член правления Pamats Александр Крейцерс, Сергей Кравцов, Георгий Пименов и Михаил Крейцерс.

Трое фигурантов дела обвиняются во взяточничестве при процедуре закупок, еще четверо – за подкуп того самого инспектора пожарной безопасности Шмитса. Он, по версии обвинения, должен был признать объект безопасным за 2000 латов. Впрочем, обвинения «перекрываются»: кому-то вменяется больше эпизодов, кому-то меньше. Сами обвинения весьма разнообразны: есть и мошенничество, и дача взяток, и получение взяток.

Вину ни один из обвиняемых так и не признал. 

Крамзакс: «Меня уже приговорили»

В интервью журналу  Ir обвиняемый Крамзакс заявил, что его очень огорчила в этой связи позиция больницы:

— Я за  13 лет работы в больнице отпуск брал только в последние 5 лет. А теперь они подали на меня в суд — я их, видите ли, оскорбляю своим присутствием. Независимо от решения суда, я уже приговорен. Сразу же после задержания в Diena появилась моя фотография с подписью, что у меня нашли 700 000 латов, украденных из больницы.

О фирме Pamats, которая теперь тоже под судом, он говорит только хорошее: сроки всегда соблюдала, за рамки договора не выходила, цен не завышала. Вот поэтому-то и победила в 6 конкурсах из 17.

Политический нюанс и прослушка

В распоряжении программы Neka Personīga оказались записи разговоров между, предположительно, Крамзаксом и  Лысенко. Стоит отметить, что к 2009 году, когда планировались спорные тендеры, Лысенко, ранее никак не связанный с медициной, только-только попал в правление больницы. О нем известно немного: механизатор, сокурсник Андриса Шкеле, подписывал манифесты «Народной партии»  и был щедрым жертвователем её. Только после ареста по подозрению в конррупции, многие стали задаваться вопросом — как этот человек вообще попал в больницу?

По неофициальным данным, треть  взятки  при строительстве  многофункционального корпуса больницы — 11 800 латов -  должна была отправиться в кассу «Народной партии».

В связи с этим в больнице 17 августа 2009 года состоялся такой разговор:

А. Крамзакс: – У меня один тяжелый вопрос на душе (..). Я хочу знать, кто эти люди, которые меня заставляют нарушать закон и куда пойдут деньги. Потому что этот человек не за что не отвечает, а мне придется. Кто момандует, кто заставляет меня нарушать закон, Заниматься дописками, что по сути криминально... Кто меня бросает под танк? 

В ответ Лысенко рассказывает ему, что такая система во всех партиях, а в «жирные годы» суммы были гораздо больше

По мнению следователей, он все же убедил Крамзакса отправить часть денег «Народной партии». Так что 29 сентября 2009 года 11 800 латов оказались на счету фирмы  W construction. Далее деньги очень быстро прошли через счета ещё трех фирм. В последней -  Teronex Development Inc — их сняло какое-то физическое лицо. На этом следствие застопорилось.

Как признал прокурор в суде прокурор, доказатеть, что деньги дошли-таки до партии — не удалось.

Промежуточный финиш

В минувший вторник прокурор зачитал обвинение, подсудимые подтвердили, что вину они не признают. Показания начали давать свидетели. Процесс продолжится 19 марта.

В деле двое потерпевших — это непосредственно Детская клиническая больница и Детский больничный фонд. Больница требует возместить ущерб в размере 73 390 латов, плюс — 10 000 в качестве моральной компенсации. Фонд настаивает на взыскании  7860 латов.

Обыски и бесхозные 700 000

Обыски KNAB в Детской клинической университетской больнице начались 3 ноября 2009 года. После обыска в бюро были доставлены сотрудники больницы, которые отвечали за ее хозяйственную деятельность.

Тут же возникло и неофициальное объяснение обыскам: закупки Детской больницы для строительства нового многофункционального корпуса.

Вскоре были задержаны и отправлены судом под арест член правления больницы Арнис Крамзакс, ее хозяйственный директор Айвар Лысенко, представитель фирмы Projektu vadibas un attistibas birojs Райтис Мурниекс и член правления ООО Pamats Александр Крейцерс.

Все это время администрация больницы настаивала: закупки проводились законно. А представители KNAB тем временем рапортовали: в рамках дела проведено более 20 обысков. Изъято около 700 000 латов, происхождение которых неизвестно – фигуранты дела от денег открещивались. Сейчас принадлежность столь крупной суммы выясняет Финансовая полиция.

Под судом — фирма

Процесс должен стать прецедентом в латвийской судебной практике: впервые под уголовным судом оказалось юридическое лицо – фирма Pamats.

Как пояснил нам адвокат Саулведис Варпиньш, защищающий фирму Pamats, юридическое лицо привлекают к ответственности, если обвинение считает, что должностные лица фирмы действовали не только в своих интересах, но и в пользу фирмы.

— В Европе, в частности в Эстонии, практика привлечения юридических лиц к уголовной ответственности широко распространена, — говорит г-н Варпиньш. – Но у нас же пока таких дел не было. Во всяком случае, мне о них неизвестно. Так что приходится готовиться, пользуясь международным опытом.

Что может грозить фирме в случае обвинительного приговора? Это несколько мер принуждения: ликвидация, временный запрет на какую-то деятельность, конфискация имущества (полная или частичная), возмещение ущерба.