Версия для печати
  9:39    9.4.2019

Как бизнесмена Васильева приговорили за взятку в 71 000 (1)

Как бизнесмена Васильева приговорили за взятку в 71 000 <span class="comment-count">(1)</span>
pixabay.com
Рижский окружной суд приговорил бизнесмена Валерия Васильева за дачу взятки бывшему сотруднику Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Юрису Юрашсу
В далеком 2006 году, когда Ю. Юрашс ещё был на передовой войны с коррупцией, под следствием оказался бизнесмен Валерий Васильев. Он предложил "кнабовцу" взятку в размере 50 000 латов (порядка 71 тысячи евро) в обмен на закрытие двух уголовных процессов. Юрашс известил об этом своих коллег, и в итоге Васильева задержали при попытке передать первую часть взятки — 10 000 латов (14 200 евро). 

Все последующие года годы в ходе следствия и судебных процессов выясняли: это была действительно попытка подкупа или провокация.

И только в 2016 году появился приговор первой инстанции по этому делу: суд Видземского предместья Риги определил Васильеву три года условно. Однако прокуратура подала протест и в итоге добилась реального лишения свободы.

Предложение для Юрашса

Это дело было одним из самых громких в то время, когда сотрудники KNAB еще считались кристально-честными идеалистами. Это позже произойдет кража денег, которые принадлежали подследственным из сейфа, и множество внутренних разборок, за которые к KNAB надолго прилипнет эпитет "склочная конторка". Но в начале 2006-го года кнабовцам были еще период всеобщей веры.

На Юрашса тогда вышел предприниматель, обвиняемый по уголовному делу о контрабанде - Валерий Васильев. За 50 тысяч латов он просил оставить его в покое.

Бизнесмен в ходе бесед попросил «советов» и помощи у оперативника по двум уголовным делам - не только за себя, но и за своих сотрудников — бухгалтера и пр.

«Не за свою личную шкуру только боюсь. За мной народ стоит, человек 70». Когда речь пойдет о конкретной сумме, он готов за каждого из четырех «выкупаемых» заплатить по 10 тысяч.

На записях, которые прозвучали в зале суда, Г-н Васильев говорит об этом весьма эмоционально: «Если бы я свою задницу из ж... вытащил, а их бы всадил, меня такое не устраивает...»

Оперативник же, в отличие от бизнесмена, прекрасно знал, что разговор идет под запись. Он выражался крайне осторожно: чисто «по-человечески» сочувствует бизнесмену, намекает, что готов помочь и согласен «давать советы». Но явно старается слово «деньги» прямо не употреблять, ведь надо было избежать обвинений в провокации. Поэтому в скользких случаях отделывается междометиями... Ниже приведены конкретные цитаты — оценим, как ему это удается.

Ниже — несколько ключевых цитат из записей. (Приводятся с незначительными сокращениями. Из текста мы убрали излишние «разговорности». Отметим, что в суде г-н Васильев уже извинялся за ненормативную лексику в этих записях: но он же не готовился к публичному выступлению).


Разговор про «советы»

Это самое начало переговоров. Бизнесмен еще осторожничает.

Васильев: — Ну, как сказать, я не самый последний уголовник в нашей стране, да и ничего плохого, серьезного делать не делаю... Больше хорошего, чем плохого. Ну, бывают ситуации у каждого в жизни, когда ты попадаешь под раздачу. Ну, и будь человеком из бизнеса со своей стороны — реально можете как бы подсказать, как правильно надо сделать... 

Оперативник Ю.: — Согласен.

В.: — Я думаю, в Латвии легче от этого никому не станет...

Ю.: — Ну да... Эээ и то, что касается нашего сегодняшнего разговора, то вы заметили, что со своей стороны (я) якобы мог бы что-то подсказать или помочь... Я вам как бы могу просто давать советы, которые, ну, скажем так, они не противозаконные, да?

В.: — Мг.

Ю.: — Но есть совсем другие возможности, да, которые можно использовать и достичь тоже, скажем, неплохого результата в конечном итоге... да?

В.: — Мг.

Ю.: — Потому что в данный момент идет расследование, что в одном деле, что в другом. И я, и следователь, и прокурор знает уже конец, видит, куда пойдет и какие санкции за это все и так далее. И перспектива «не самая та». Да? И я, поскольку представляю оперативную сторону... конечно, если есть возможность нам найти общий язык в каких-то вопросах, которые бы нам способствовали, то конечно, можно повлиять, что в одном деле, что в другом...

В общем, бизнесмену разъясняют, что перспектива «не самая та». И наилучший выход для него — сотрудничество. Позже, уже на судебном процессе, адвокат обвиняемого во взяточничестве Васильева г-жа Лауце по этому поводу поинтересовалась у оперативника Юраша:

— У вас какое образование?

— Высшее юридическое.

— Ну и как вы могли обещать «помощь» в связи с двумя особо тяжкими делами? Это же не в ваших силах...

Разговор про деньги

К последующей беседе оба ведут себя раскованнее.

Васильев: — Меня интересует, чтобы все это недоразумение скрутилось и забылось в нашем государстве.

(...)

В.: — Ну, я думаю, вы тогда, может быть, обсудите там, в своем кругу, со своими людьми, что и сколько?

Ю.: — А я сразу могу вам сказать. Я вопрос поставлю тогда так: как вы сами оцениваете? Как вы сами считаете?

В.: — Мг. Ну, я...

Ю.: — Сколько?

В.: — Так, я тогда буду просто вести расчет как бизнесмен, да?..То есть вот есть сделка, заработали миллион. Да? Обычно всегда 30 процентов отстегивается, раздается, 10 — уходит на организацию всех дел, 10 — банку. Чтобы заработать миллион, нужно прогнать где-то примерно 10 миллионов, да? Такие деньги в Латвии только политики имеют. А мы-то, бизнесмены, не имеем. Мы чуть поменьше имеем, поскромнее живем. Вот. И как бы остается полмиллиона заработанных, да? И вот эти полмиллиона как бы тратятся туда — на закрытие всякого мусора, там всяких дел... Ну, у вас, я думаю, организация серьезная... Я думаю, в размере 50 тысяч латов, да?

Ю.: — Мг.

В.: — За каждого по десятке и десятка сверху.

(Далее следует обсуждение механизма предоплаты.)

Во время допроса Юрашса, судья в суде первой истанции спросила:

— Вы работаете в организации, которая призвана не только бороться с коррупцией, но и предотвращать ее. Почему вы не пошли путем предотвращения, не зарубили все на корню? Почему сразу не отказались брать деньги?

— Я не сказал ни да, ни нет, однако передал информацию своему начальнику. Он решил задержать коррупционера, который таким способом решает дела.


Промежуточный финиш

Полный приговор в "деле Васильева" будет доступен 18 апреля. После этого у сторон будет 10 дней для подачи кассации. 

Стоит также отметить, что самого избранного в Сейм Юриса Юрашса сейчас подозреваеют в разглашении гостайны - 31 января парламентское большинство проголосовало за выдачу депутата для начала уголовного преследования. Прокурор Марис Урбанс сообщил, что в ближайшее время намерен предъявить обвинения.

Дело началось в связи с тем, что Юрашс ранее публично заявил: ему предлагалась взятка, чтобы уголовный процесс бывшего руководителя предприятия Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса и эстонского предпринимателя Олега Осиновского был переквалифицирован со взяточничества на торговлю влиянием. По словам прокурора, дело оперативной разработки было закрыто, причем одной из серьезных причин стали заявления Юрашса.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Juras 29 Апреля 2019 20:02

    Rotstvenika Miervalda potstavil.Juras vivadil na Razgavor po povadu pomosi.Krisujet sigareti Knabovci prosta.