Версия для печати
  20:41    11.10.2019

Рыбный день-2019: о ценах, браконьерах и, конечно, истории об уловах

Рыбный день-2019: о ценах, браконьерах и, конечно, истории об уловах
pixabay.com
Рыба в Латвии год от года дорожает и позволить её себе сейчас может отнюдь не каждый. Мясо в латвийских супермаркетах стоит зачастую дешевле. Неудивительно, что при таких ценах на рыбу за сети и мережи берутся браконьеры. Ведь даже с учетом отнюдь немалых штрафов их бизнес приносит выгоду.

"Сети из реки мы вытащили случайно!"

Вот довольно типичный браконьерский процесс, приговор по которому 16 августа нынешнего года вынес суд Рижского района. Он достаточно хорошо иллюстрирует этот промысел.

На скамье подсудимых тогда оказалось трое "черных" рыбаков (четвертого не поймали и еще ищут), которые вели лов в популярном у браконьеров месте - на Даугаве под Саласпилсом.


Итак, судя по материалам дела, 1 ноября 2017 года трое приятелей отправились на надувной лодке к острову Зирню (Саласписская волость), и забросили сети в Даугаву. Четвертый их приятель наблюдал за окрестностями в бинокль.

Улов браконьеров составил 12 лососей и 2 вимбы. Каждый лосось, как оценил суд, стоил по 143 евро, то есть всего - на 1716 евро; и 2 рыбца (он же вимба) по 36 евро за штуку - или 72 евро в целом.

Но, несмотря принятые меры предосторожности, браконьеров поймали и отправили под следствие. Суд приговорил их к принудительным работам (от 150 до 220 часов). Кроме того, они должны заплатить ущерб государству за улов в размере 5 364 евро.

Еще одно похожее дело оказалось судебным долгостроем. В 2017 году под судом оказались двое баконьеров за то, что ещё в 2011 году в Бауском крае на реке Мемеле выудили 29 килограммов вимбы. Ущерб природе был тогда оценен в 10 956 евро.

Однако следствие по этому делу затянулось, поскольку браконьеры категорически отрицали вину. По версии обвиняемых, они просто поплыли на реку со спинингами - половить щук. И вот, уже на месте - вдруг увидели крючок, потянули за него - а это оказалась сеть. Дальше они хотели попросту выпустить рыбу из сети, но за этим занятием их застали.

Доказать вину браконьеров оказалось нелегко. Но все же обоих приговорили к 100 часам принудительных работ. Кроме того, оба должны возместить ущерб в 10 956,11 евро.

И еще одно дело закончилось очень крупным штрафом. По недавнему приговору Кулдигского районного суда за незаконную ловлю миноги на Вентас румба двум мужчинам были назначены принудительные работы. Но кроме того, им придется выплатить компенсацию ущерба в размере 51 880 евро!

Безработный и без лицензии

Сейчас в Даугаве уже начался ход лосося, рассказывает программа «Личное дело» (LTV7). В реку возвращается рыба, которая была искусственно выращена Институтом пищевой безопасности Bior. Однако тем, кому его можно ловить на законных основаниях, рыбы практически не достается. Большую ее часть выгребают браконьеры в рижском районе Дарзини.

Подводный охотник Александр Метельков предоставил программе видео, на котором он продирается сквозь километры браконьерских сетей на Даугаве в районе Дарзини. И даже беседует с их владельцем, который признается, что сидит без работы, поэтому и занимается браконьерством.

 

Продолжение - читайте на 2-й странице текста.



Лосось появился в Даугаве с середины сентября. Это та рыба, мальки которой были искусственно выращены Институтом пищевой безопасности Bior, и каждый год лосось возвращается в реку. Ловить его в Даугаве имеют право три легитимные группы: рыболовы-любители спиннингисты, а также подводные охотники. За одну рыбалку они могут оставить себе одного лосося длиной не менее 60 сантиметров и одну кумжу (тоже рыба из семейства лососевых) длиной не менее 50 сантиметров. Третья группа – это промысловые рыболовы, которые обладают лицензией Института пищевой безопасности Bior. 

 

По данным последних лет, лосось достается в небольших количествах подводным охотникам и промысловикам, а спиннингистам не остается вообще ничего. Из-за этого в 2016 году Саласпилсское самоуправление прекратило продажу лицензий на ловлю спиннингом на участке Даугавы возле Рижской ГЭС. Интерес рыбаков в такой ситуации угас.

Браконьер не ловится

Сейчас цена за килограмм балтийского лосося подскочила до 30 евро, а его икра стоит до 120 евро за килограмм. Продавцы на рынках поясняют: лосось пойман в местных водах, говорят, разрешения есть.

И разрешения действительно есть - у трех промысловых рыболовецких компаний, которые сотрудничают с Институтом пищевой безопасности BIOR. Вот только лицензия на ловлю лосося у них открывается с 10 октября, - отмечает LTV7.

В месте, где собирается лосось, сходится граница трех самоуправлений: Рижского, Саласпилсского и Кекавского. И нередко стражи порядка одного самоуправления видят нарушителей в другом, но сделать ничего не могут - чужая территория.

Вместо морали

Тут как с нелегальными заправками, уважаемые читатели: бороться с явлением будут, но и теневой бизнес будет развиваться - при таких-то официальных ценах.

Любители вспоминать старые советские времена в подобном случае непременно порассуждали бы о расцвете рыбак-колхозов в 70-е и 80-е годы прошлого века. Как во времена огромных плавбаз доставляли в Латвию дешевую атлантическую рыбу (и легенды рыбаков с Банки Джоржес), обеспечивая дешевизну "рыбных дней" в ту эпоху. Однако будем прагматиками, уважаемые читатели - это было давно. А жить надо вперед.

Об экологии и квотах на вылов

Возвращаясь к вопросу потребления рыбы. Почему же латвийцы сейчас её так редко едят?

По результатам исследования ЦСУ Латвии, один усредненный член домашнего хозяйства страны в 2016 году в среднем выпил 47 литров молока, съел 14 кг сыра и творога, 31 кг хлеба, 207 яиц, а также 19 кг свежей свинины.

Этот латвиец также употребил за год 12 кг мяса птицы, 62 кг картофеля и - ТОЛЬКО 5 кг свежей рыбы (!). Из даров земли он предпочитал местные фрукты и овощи (21 кг), плоды и ягоды экзотических стран (11 кг), цитрусовые (10 кг).

При этом рядовой португалец съедает по 50 кг рыбы в год. Японец - ещё больше.

С чем связан дефицит рыбы в Латвии? На поверхности лежат такие причины, - указывает diena.lv. Во-первых, в стране остается только 3-5% от улова, остальное идет на экспорт. Во-вторых, на слуху явные проблемы моря - экологические и не только, из-за чего Европейская комиссия запретила до конца 2019 года промышленный лов трески в восточной части Балтийского моря.

Версия: виноваты прожорливые тюлени!

Президент Ассоциации производителей рыбы, председатель Союза рыбопромышленников Латвии Инарий Войт еще 2 года назад жаловался журналистам на тюленей.

«Ежегодно нам сокращают квоты вылова трески в Балтийском море. Треска в Балтийском море очень, очень худая и наука не может объяснить, почему. Из-за этого проблематично определить биомассу в Балтике, а в ЕС существует принцип: если нельзя определить биомассу, квоту следует уменьшать ежегодно на 20%», - пояснил он.

Основную проблему, по мнению Войта, создают тюлени:

«Когда я начал работать в рыбном хозяйстве, а это 45 лет назад, по всему Балтийскому морю поголовье тюленей составляло всего около двух тысяч особей. А на данный момент оно – уже более 30 тысяч! И тюлени разносят вирус, который подхватывает треска. Ведь как раз треска небольшого размера, 30-35 см, и составляет любимую кормовую базу тюленей. И это тоже влияет на то, что квоты уменьшаются.

Вы попробуйте накормите 30 тысяч тюленей! Каждый тюлень съедает ежедневно 10-12 кг трески. Помножьте это на 30 тысяч. Поэтому проблемой Балтийского моря стала очень большая популяция тюленей. Они защищены законом, их мясо продавать на рынке ЕС запрещено. И сейчас многие организации борются за то, чтобы это правило было отменено».

 

Продолжение - читайте на 3-й странице текста.



«Охотники на браконьеров» используют беспилотники и осведомителей

C 1 октября начался период запрета на ловлю лососевых. В течение недели сотрудники Лиепайского управления Государственной службы среды (ГСС) нашли семь сетей и две ловушки для рыбы. Браконьеров задержать не удалось. Однако инспекторы говорят, что в последние годы общество все более активно помогает в борьбе с браконьерством, пишет rus.lsm.lv

Согласно данным Всемирного фонда природы, во многих европейских странах живущего в естественной среде лосося сократилась на 40-80%. В латвийских реках сейчас живут только 10-15% родившихся на воле лососевых, остальные рыбы выпущены из питомников. И годы спустя после того, как рождается пара лососевых, на нерест в родную реку возвращаются уже около 50 новых рыб. 

Во время нереста, с 1 октября и до 31 октября, в силу вступает запрет на ловлю лососевых. В это время сотрудники ГСС регулярно проверяют, чтобы путь рыбе не перекрывали упавшие в воду деревья или же сети браконьеров.

«Находим сети, в которых браконьеры забывают пойманных рыб. В таких сетях лосось уже погиб. Но если находим живых рыб – отпускаем», - говорит старший инспектор Лиепайского управления ГСС Айнар Приеденс.

За активностью браконьеров курземские инспекторы теперь следят и при помощи дронов. Их плюс – высокая скорость, а потому у браконьеров, которые зачастую бегают быстрее инспекторов, шансы сбежать ничтожно малы.

Все активнее в борьбу с нелегальной рыбной ловлей вступает общественность, которая при помощи мобильного приложения Vides SOS или просто по телефону сообщают в ГСС о подозрительных ситуациях. Старший инспектор Лиепайского регионального управления ГСС Элина Медне признает – общество становится все более нетерпимым к нарушителям.

Наказание за незаконный лов рыбы для физических лиц составляет 280-700 евро, для юридических – 700-4300 евро. В случае, если при браконьере найдут незаконный улов, за каждого лосося или тайменя он заплатит по 715 евро.