Версия для печати
  9:37    30.12.2018

Почему "мешки ЧК" стали бестселлером (1)

Почему &quot;мешки ЧК&quot; стали бестселлером <span class="comment-count">(1)</span>
Выложенные в сеть документы Комитета государственной безопасности (КГБ) ЛССР вызвали огромный интерес у читателей.
Сразу после публикации в прошлый четверг сайт kgb.arhivi.lv посетили примерно 54 000 человек, в пятницу - 50 000, в субботу перед праздниками до 17 часов — еще 13 000. И это неудивительно: там нашлись, в частности, фамилии многих политиков и известных лиц. 

Итак, обнародованы документы - алфавитная и статистическая картотека агентов, картотека учета внештатных оперативных работников КГБ ЛССР, телефонная книга сотрудников, а также описания (учетные списки) ЦК компартии Латвии из фондов госархива.

В списках КГБ ЛССР имеется тройка популярной во времена Атмоды программы "Labvakar": Ояр Рубенис - по кличке "Валтс", Янис Шипкевицс - "Петерис", Эдвинс Инкенс - "Угис". Также там есть такие имена и фамилии как Иварс Годманис, Ромуальд Ражукс от «Нового Единства», Петерис Пилдегович, Янис Страдиньш, Валдис Затлерс, Гатис Кокинс, Нормунд Бельскис, Арвилс Платперс, Андрис Старис, Робертс Гобзиньш, Дзинтра Гека и другие.

Что существенно: "в мешках" фигурируют фамилии отдельных политиков, которые ранее публично не озвучивались, хотя закон требует обнародовать такие сведения. Некоторые из них уже выступили публично и заявили, что «не сознательно сотрудничали» с КГБ и доказали это в суде, так как только суд может устанавливать факт такого сотрудничества.

Что говорит по этому поводу Закон о выборах в сейм: кандидаты в депутаты сейма должны подавать информацию о том, сотрудничали ли они со службами госбезопасности, разведывательными службами и службами контрразведки СССР, Латвийской ССР или других стран в качестве внештатных сотрудников, агентов, резидентов или держателей конспиративных квартир.

При этом кандидатам не запрещено баллотироваться, однако информацию о факте сотрудничества с КГБ надо указывать в сведениях о кандидате. В законе также сказано, что обнародованные Нацархивом Латвии сведения о содержании «мешков ЧК» — «сведения информационного характера и не влекут за собой юридических последствий без констатации соответствующего факта в постановлении суда».

Осторожно, никого не называем агентами!

Сразу после публикации "мешков" известные фамилии оттуда стали активно обсуждаться в социальных сетях. Однако работники архива уже не раз подчеркивали: эти документы носят только информационный характер. Они не доказывают факт сотрудничества, это может сделать только решение суда.

Руководитель архива Мара Спруджа поясняет: никто не может гарантировать, что упомянутые лица на самом деле были информаторами. В начале 90-х годов архивы "мешков ЧК" могли быть подчищены и изменены.

Зачем публиковать то, что нельзя официально подтвердить? Спросите об этом депутатов предыдущего Сейма, которые в предвыборной лихорадке вывалили на народ содержимое мешков с картотекой агентов КГБ.

От себя отметим: в начале 90-х активно ходили слухи, что отдельные документы "выкупались". При этом называлась даже цена - 5000 долларов.

То есть: публичной информацией из "мешков Чека" можно делиться, в том числе в социальных сетях, однако следует воздержаться от публичных рассуждений типа "Точно! Он же агент!", так как это может закончиться иском в суд.

Рихард Эйгимс: "Я не сотрудничал!"

В карточках есть и имя депутата сейма 10-го, 11-го и 12-го созывов, недавно снятого мэра Даугавпилса Рихарда Эйгимса. В "мешках ЧК" он значится как "Эдгар", завербован был в 1985 году.

Сам он отрицает свое сотрудничество с КГБ. Как Эйгимс заявил в интервью даугавпилсской радиостанции Alise Plus, то, что его имя находится в "мешках ЧК" еще ничего не значит. То, что он не работал со спецслужбой, уже было доказано в суде в 2005 году. Такое решение суда было вынесено перед его стартом на выборах в сейм.

По словам Эйгимса, его имя было вписано в картотеку в то время, когда он еще был курсантом школы милиции. "Я прошел все судебные инстанции и доказал, что ни моего имени, ни подписей ни в каких документах нет", - заявил он. В то же время Эйгимс философски отметил, что, возможно, приход к власти в стране и самоуправлениях сотрудников служб безопасности и агентов - не так уж и плох.


"Но совесть всё равно мучила!"

Если верить опубликованным агентурным спискам, то с КГБ сотрудничал и экс-владелец банка «БАЛТИЯ» Александр Лавент (1969 г. р.) — псевдоним «Виктор».

Валерий Белоконь фигурирует там как агентом под псевдонимом "Мячков". Среди известных в Латвии людей в списках были обнаружены имена также матери политика Инны Друвиете, профессора Айны Блинкены. Агентом числится и ныне покойный руководитель прибалтийского подразделения «ЛУКойл» Хаим Коган (1945 г. р.). 

С КГБ, возможно, тесно сотрудничала и народная художница ЛССР и ЛР Майя Табака (1939 г. р.) — псевдоним «Виктория».

Агентом КГБ, если верить Национальному госархиву ЛР, является и глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич (1957 г. р.) — псевдоним «Янекс».

Как утверждается на сайте госархива, агентом являлся и легендарный латвийский баскетболист, капитан сборной СССР Валдис Валтерс (1957 г.р.) — псевдоним «Стивс».

А писатель-фантаст, поэт, член Союза писателей Латвии, член Союза российских писателей Николай Гуданец, имя которого также опубликовано в картотеке КГБ, опубликовал пост, в котором объясняет, как его вербовали и что он делал.

"В Интернете появился документ, который требует разъяснений. Осенью 1981 года меня стали приглашать на беседы с офицером КГБ, который расспрашивал меня о сослуживцах и собратьях по перу. Я отвечал на вопросы, стараясь никого не выдать и никому не навредить. Уже в то время я ненавидел советскую власть и КГБ.

После нескольких встреч мне предложили дать подписку, и я согласился, из любопытства и склонности к авантюрам. Был дураком, не понимал, что с дьяволом нельзя играть в его игры.

С тех пор меня вызывали на беседы примерно раз в полгода. Я давал характеристики знакомых — такие, что хоть в ЦК принимай. Анализировал приёмы и методы КГБ, собирал материал для книги, которую надеялся когда-нибудь написать.

Но совесть всё равно мучила. Я чувствовал себя замаранным. Я сумел вычислить нескольких агентов КГБ в своём окружении. Но не сразу понял, что меня подвергают перекрёстным проверкам. Не сомневаюсь, уже к весне 1984 года в КГБ знали, что я лукавый раб, который потчует их пустышками. Однако продолжали держать на крючке. Весной 1991 года мне сказали, что я нахожусь в подчинении КГБ Латвии, которое переподчинили Совету министров Латвийской ССР. Впервые за 9 лет я получил конкретное задание: внедриться в Русскую общину Латвии. Я с улыбкой спросил, дадут ли мне парабеллум, и с тех пор долгие годы обходил РОЛ за версту.

С тех пор меня никто на беседы не вызывал.

Я не жалею об этом опыте. Мне не перед кем каяться, никто из-за меня не пострадал. Но, будь возможным прожить жизнь заново, я бы поступил иначе, отказался бы от любых встреч и бесед. А если кто-либо назовёт меня стукачом и не подаст руки, я это приму, ибо заслужил", - написал Гуданец.

Вместо морали

Читатели на портала Vesti.lv и Kriminal.lv тоже обсуждают содержимое "мешков ЧК". Есть и такие мнения наших комментаторов:

"Узнал про список очередных перевертышей, готовых на все, чтобы вкусно кушать - и стучать кому угодно, и предавать. И сейчас таких полно".

"Гуданец - такой борец с режимом, что ух ты! 9 лет стучал исправно на своих, а сейчас типа свой :) Жить нужно было честно, и никто бы не вызывал доносы писать."

"Да кого это вообще волнует?! В реальности - совершенно непонятно когда, и каким будет руководство страны на ближайшие 4 года, и чем закончится теперешний цирк демонстрируемый псевдо-кандидатами в премьеры, а все как дурики кинулись в дерьме 30-летней давности копаться!!!"


Как порыться в "мешках ЧК"

Документы размещены на сайте Латвийского национального архива. Документы выложены в сканированном виде, поиск по ним или иная обработка пока не предусмотрены. 

Для доступа к документам КГБ необходимо зарегистрироваться, указав имя, фамилию, персональный код или идентификационный код для иностранных граждан, указанный в их удостоверяющих личность документах, адрес электронной почты в качестве имени пользователя и пароль, а также цель использования документов КГБ.

В январе 2019 года будут опубликованы резолютивные части приговоров суда по делам о констатации факта сотрудничества с КГБ. Эти сведения носят информационный характер и не повлекут юридических последствий.

Планируется, что с 1 мая 2019 года будут доступны и другие документы КГБ. Они будут выкладываться на сайте по мере их оцифровки. Госархив обещает, что в этих документах уже будут предусмотрены возможности поиска и обработки.

Что очевидно: в круг интересов Комитета государственной безопасности (КГБ) входил очень разнообразный контингент лиц - в картотеке агентов КГБ есть карточки с именами священников, работников культуры, ученых, барменов, шоферов, сварщиков, моряков, свидетельствуют опубликованные 20 декабря документы КГБ ЛССР.

Некоторые все же покаялись

Дискуссии о содержимом архивов КГБ в Латвии, о том, публиковать ли сведения об "агентах Чека", доносивших на своих друзей и соседей, длились давно.

Чем ближе было окончание срока работы специальной комиссии экспертов, тем жестче звучали заявления как сторонников предания этих сведений гласности, так и противников. Тем временем известный латышский поэт Янис Рокпелнис решил, подобно тому как это сделал в свое время политический деятель Георг Андреев, признаться в сотрудничестве с КГБ сам.

Напомним, созданная по решению Сейма специальная межведомственная комиссия историков работает с 2014 года. Ее задача - перед публикацией архивных материалов провести их научное исследование.

Как водится, в ходе работы ученые жаловались на отсутствие финансирования и на подспудное, но ощутимое противодействие на политическом уровне. Однако комиссия еще в 2016 году заявляла, что не видит преград к рассекречиванию архивов КГБ ЛССР.

Николай Кудрявцев, "Сегодня"

Комментарии

  • Kler 30 Декабря 2018 14:22

    Александр Лавент (1969 г. р.) - Омолодили в статье на 10 лет:)