Версия для печати
  21:41    8.12.2016

Пьяные за штурвалом: севший на мель в Даугавгриве танкер был без управления

Пьяные за штурвалом: севший на мель в Даугавгриве танкер был без управления
FleetMon
Танкер Flagman 1, который в октябре прошлого года сел на мель в Даугавгриве, в момент аварии был без управления. Капитан же был пьян, и говорит неправду о звонке начальства. Об этом свидетельствует информация Бюро по расследованию ЧП и инцидентов на транспорте. Что существенно: это была отнюдь не рядовая авария. Судно угрожало прибрежной территории экологической катастрофой. Чудом тогда обошлось без утечки.
Даже при беглом углублении в "морскую тему" становится очевидным: отнюдь не единственный подобный случай. Как известно, пьяные водители автомобилей - это серьезная угроза для других участников движения. Однако они создают угрозу, так сказать, локальную. В то время как пьяные водители действительно больших машин, таких как морские суда и самолеты, несут угрозу сразу множеству людей. Однако груз ответственности на них, похоже, не давит. Снимают стресс они как все - алкоголем. В результате происходят тяжелые аварии.

Врезался в берег

Итак, что же произошло в Даугавгриве. Танкерное судно Flagman 1, принадлежащее SIA Fast Bunkering, перевозило топливо из Риги в Вентспилс. Судно было построено в 1982 году, его длина составляет 81 метр, ширина - 14 метров.

В трюме Flagman 1 было 1675 кубометров топлива, когда в ночь на 10 октября 2015 года судно наскочило на мель возле Даугавгривского маяка. С учетом возможной утечки нефтепродуктов была объявлена повышенная готовность группы предотвращения инцидентов на море. Эвакуация членов экипажа с танкера не потребовалась, а снять с мели его удалось, перекачав топливо на другое судно.

Как сообщил тогда и. о. начальника Службы береговой охраны Андрис Скрибис, путевая карта судна свидетельствовала о том, что после последней излучины Даугавы курс танкера не был выровнен, он вышел из фарватера, врезался прямиком в берег и сильно накренился. Если бы корпус танкера был пробит, произошел бы крупный разлив нефтепродуктов с разрушительными последствиями...

В ходе начавшегося разбирательства госполиция выяснила неприятный факт: в момент ЧП капитан судна был изрядно пьян. В его организме констатировали 2,34 промилле. Что, разумеется, серьезное нарушение правил эксплуатации судна. Алкоголь запрещено употреблять и хранить на территории судна, согласно регламенту компании Fast Bunkering. Капитан об этом конечно знал, о чем свидетельствовала его подпись.

"Летучий голландец"

Однако нарушения на этом не заканчиваются. Вопреки распоряжению компании и рабочим инструкциям, капитан вел судно один, без штурмана. И в те самые минуты, когда танкер летел на мель, на мостике вообще никого не было, говорится в отчете Бюро по расследованию ЧП и инцидентов на транспорте.

Сам капитан это признал. По его словам, он отвлекся на звонок начальника, а танкер в это время отклонился от курса и врезался в берег возле маяка. Капитан предпринял несколько попыток дать задний ход, однако все попытки не увенчались успехом.

Однако следователи не считают это веским оправданием. Тот факт, что капитан был на мостике один, не соответствует инструкциям компании. Кроме того, тот факт, что капитан отвлекся на звонок, не подтверждается операторами мобильной связи.

В результате Бюро делает вывод: к аварии привело отсутствие управления судна в период с 23.58 до 00.05 в тот день. Сопутствовало же этому употребление алкоголя капитаном и несоблюдение рабочих инструкций (на мостике должен был находиться капитан и штурман).

Бюро рекомендует владельцу судна разобраться с дисциплиной в своей организации.

Как накажет капитана полиция - станет известно позже. От себя же отметим: впредь подобные ЧП отнюдь не исключены.


Экипажи судов никто не проверяет

Как известно, что водители пассажирских автобусов не выезжают в рейс, не "подув в трубочку". Хотя и даже после этого умудряются напиться по пути. Однако в Латвии нет органа, в задачи которого входила бы проверка экипажей судов перед тем, как они отправляются в море, прокомментировала ситуацию журналистам представитель Службы береговой охраны (СБО) Лива Вейта.

Нормативные акты запрещают экипажам судов, как и водителям автомобилей, исполнять обязанности в состоянии алкогольного опьянения, однако ни один орган не проводит регулярных проверок, как соблюдается этот запрет.

В основном обязанность следить за тем, не находятся ли члены экипажа в состоянии алкогольного опьянения, лежит на владельцах судов, пояснила представитель СБО.

В результате, например, капитанов прогулочных корабликов на Даугаве регулярно ловят пьяными. Да, капитан лишается работы, но его последователь оказывается не лучше.

Так, например, в 2015 и 2016 годах ловили пьяными капитанов туристического кораблика «Liepaja». На борту судна находилось 60 туристов. Люди ничего не знали о нависшей над ними опасности. К счастью туристов и несчастью капитана по пути им попался патрульный катер. Полицейских заинтересовала нестандартная траектория движения судна. «Внимание патрульных привлек корабль, который нарушил правила, проплывая под мостом. Есть определенные стандарты и правила, где судам разрешено проплывать», - пояснил тогда зам. начальника полиции порядка Рижского региона Ансис Пумпурс.

Капитана судна с подозрением в употреблении спиртного тут же задержали. На месте была проведена проверка, которая подтвердила догадки инспекторов. Результат экспертизы показал результат — 2,71 промилле. В свое оправдание мужчина не сказал ровным счетом ничего. Взволнованные туристы остались без экскурсии. Через некоторое время горе-капитану нашли замену, позже пассажиров доставили на берег.

Промежуточный финиш

Ситуация проще всего иллюстрируется цифрами.

Компания Fast Bunkering была основана в 2007 году. Основной капитал - 4 953 603 евро, владелец - зарегистрированная на Нидерландских Антильских островах компания CNP Investments N.V. В прошлом году оборот Fast Bunkering составил 83,356 млн евро, прибыль - 335 851 евро. То есть, "даугавгривское ЧП" компанию отнюдь не разорило, по итогам года она осталась с прибылью.

Для справки: как капитан протаранил мост

И еще один серьезное ЧП "на водах". Уже несколько лет продолжался суд об очень дорогой аварии: управление Лиепайской специальной экономической зоны (СЭЗ) пыталось взыскать 4,1 млн латов с экс-владельцев танкера Anna — греческой судоходной компании Clan Marine Ltd. за разрушенный этим судном мост.

ЧП произошло 12 июля 2006 года. Тогда танкер Anna под грузинским флагом, порт приписки Батуми, во время выхода из канала «военного городка» не справился с управлением и зацепил северную часть моста, в результате чего она обвалилась в канал. Также часть обломков моста осталась на танкере.

По иронии, произошло это за 5 дней до начала запланированной реконструкции моста.

Как выяснили эксперты, виной всему стали отказ у танкера рулевой машины, а также пассивность капитана и лоцмана порта.

После ЧП началось следствие. По его результатам Управление Лиепайской специальной экономической зоны (СЭЗ) решило взыскать с владельцев танкера Anna — греческой судоходной компании Clan Marine Ltd. 4,1 млн латов.

Только в 2013 году суд завершился мирным договором. Сколько получили истцы не сообщается.

Для справки: капитана «пьяного рейса» airBaltic приговорили к десяти месяцам тюрьмы

Пьяными у нас не только плавают, но и летают. Год назад норвежский суд приговорил капитана самолета авиакомпании «airBaltic», задержанного в аэропорту Осло в состоянии алкогольного опьянения, к 10 месяцам тюрьмы. Второй пилот, концентрация алкоголя в организме которого была самой высокой - 1,35 промилле, приговорен к шести месяцам заключения, две стюардессы - к 60 и 45 дням заключения.

Капитану, в крови у которого было обнаружено 0,54 промилле алкоголя, предъявлены наиболее серьезные обвинения, так как он отвечает за весь экипаж. Согласно норвежским законам, ему грозило два года тюрьмы или крупный денежный штраф

Экипаж самолета «airBaltic», который должен был обслуживать чартерный рейс на Крит, был задержан утром 8 августа 2015 года.

Содержание алкоголя в крови пилота, второго пилота и двух стюардесс превысило допустимые 0,2 промилле.

"Вести сегодня", Николай Кудрявцев