Версия для печати
  3:03    26.2.2010

Нормативная лексика

У экономики она тоже есть.

Попытаемся представить себе «большую картину» того, что нас ждет в ближайшие годы. Основной темой этого года будет оставаться консолидация бюджета. Несмотря на все мероприятия по сокращению расходов и увеличению налогов, мы все еще живем не по средствам.

 

Государственный сектор находится «под системой» международных доноров, из которой только в этом году накапает почти 823 миллиона латов. Как известно, соглашение с кредиторами предусматривает дальнейшую консолидацию бюджета на 700—800 млн латов в течение двух лет. Это серьезная сумма. Для сравнения: прогнозируемые доходы от наиболее собираемого налога, НДС, в 2010 году составят лишь около 690 млн латов.

 

Что будет «консолидировано»? На этот раз правительству будет трудно полагаться лишь на механическое уменьшение уже значительно урезанных зарплат в госсекторе. Наученное горьким июньским опытом, oнo наверняка попытается консолидировать все понемножку, то есть чуточку понизить все расходы и чуть повысить все налоги, в надежде никого слишком не обидеть. Но есть наиболее вероятные кандидаты и на более серьезные реформы.

 

Во-первых, наверняка будет значительно повышен налог на недвижимость. Уклонение от подобного налогa практически невозможно, так что его сможет собрать даже СГД в ее нынешнем виде.

 

Во-вторых, трудно себе представить как консолидация подобного масштаба сможет не затронуть социальный бюджет, составляющий почти треть всех бюджетных расходов. Думаю, что снижение пенсий неизбежно.

 

В-третьих, было бы логично урезать щедрые пособия крестьянам — если правительство сможет преодолеть неизбежное сопротивление тихих, но могущественных «зеленых крестьян».

 

Но и это еще не все. В более отдаленной перспективе нас ожидают как минимум три проблемы.

 

Во-первых, «внутренняя девальвация» работает весьма плохо. Похоже что многие фирмы предпочли снизить свои издержки путем увольнений, а не снижения зарплат. Дефляция протекает крайне медленно, и, значит, оздоровление экономики тоже будет медленным.

 

Во-вторых, вероятно, уже через несколько лет уровень госдолга приблизится к отметке 60% от ВВП (с 10% в 2007 году). За долг нужно платить. С 5% годовых (а это ОЧЕНЬ хорошая ставка) процентные платежи обойдутся налогоплательщикам в 3% от ВВП. Для сравнения: бюджет Министерства здpавоохранения — 3,7% от ВВП.

 

В-третьих, высокий уровень безработицы заставил многих искать работу за пределами Латвии. Скорее всего, в ближайшем будущем многие из них не вернутся. Меньше рабочих рук — значит, каждый оставшийся налогоплательщик понесет более высокое бремя госдолга, обеспечения пенсионеров и т.д.

 

Все это значит, что дальнейшие фискальные консолидации неизбежны. Даже по окончании кризиса мы больше не сможем жить так же безответственно, как раньше. Назад дороги нет.

 

Думаю, что в ближайшем будущем «консолидация» твердо войдет в нашу лексику. «Чтоб тебя консолидировали!» — займет достойное место в списке крылатых выражений — таких, как «чтоб ты на одну зарплату жил!»

 

Вячеслав Домбровский — доцент Стокгольмской экономической школы в Риге, сотрудник Балтийского международного центра исследований экономической политики (BICEPS).